Голубкина Анна (1864-1927)
Мускари. Пролеска сибирская. Шафран. Птицемлечник
1910-е - первая половина 1920-х
Размер - 34,8 x 27,3
Материал - бумага цветная
Техника - графитный карандаш, акварель, фиксатив
Инвентарный номер - МГ Р-44
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Изображенные Голубкиной невысокие растения с цветами могут показаться излишне скромными – но это вестники пробуждения земли, едва не самые первые цветы, выходящие на поверхность после зимы и радующие глаз своими негромкими красками. Выросшая в Зарайске Анна Голубкина, с детства хорошо знавшая и любившая природу, умела ценить неприметную красоту внешне незамысловатых растений. Трудно назвать год, когда был создан лист из личного ботанического гербария Анны Голубкиной, но точно можно сказать, что художница рисовала его ранней весной. Скорее всего – в апреле, времени, когда встречаются более ранние и распускающиеся позднее первоцветы.
С ботаническим гербарием как направлением в искусстве Анна Голубкина могла познакомиться во время обучения во Франции в конце 1890-х или в 1904 году. Впервые к рисованию цветов и трав скульптор обратилась во время второй поездки в Крым в 1910 году, когда по совету подруги Александры Хотяинцевой стала рисовать акварелью понравившиеся растения. Свой личный «травник» она вела всю жизнь – до наших дней дошло около 300 листов. Приезжая в родной Зарайск, Анна Семёновна, любившая полевые и луговые растения больше садовых, по воспоминаниям близких, часто «ходила по полям и собирала цветы», которые дома становились «моделями» для ее рисунков. Много занимаясь с детьми, она, возможно, использовала листы для их знакомства с миром природы.
В традициях ботанического гербария Голубкина оставляет на полях названия растений, свидетельствующие о хорошем знании ею флоры, но не стремится к точности воспроизведения форм и строения. Работая сразу акварелью на лист или по легкому карандашному контуру, художница соблюдает строгий ритм, объем воздушного пространства, но не заботится о передаче светотени и объема, что сближает ее рисунки с листами из средневековых книг. Сам принцип изучения растения и изображения с натуры восходит к открытиям в этой области художников эпохи Возрождения.
Созданный для душевного отдохновения, ботанический гербарий Анны Голубкиной никогда не экспонировался и был известен лишь узкому кругу друзей. Впервые листы с изображениями растений были представлены в 1944 году на выставке произведений А.С. Голубкиной к 80-летию со дня рождения скульптора.
В 1976 году ликвидированный за четверть века до этого Государственный музей-мастерская А.С. Голубкиной вновь открыл двери посетителям. Бывший директор и племянница скульптора Вера Николаевна Голубкина передала лист в составе целого ряда других акварельных работ. В 1986 году музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.