Голубкина Анна (1864-1927)
Миндаль
1910
Размер - 38,8 x 25,2
Материал - бумага
Техника - акварель, карандаш
Инвентарный номер - МГ Р-64
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Впервые в Крым Анна Голубкина приехала в 1909 году по приглашению подруги Александры Хотяинцевой. Крым стал для нее открытием. «...Я сначала просто без памяти была. “Легкость в мыслях необыкновенная”. Прямо чувствуешь, что превратилась в один большой глаз, а мысли все разлетелись. Странное состояние. Ну прямо жадный ненасытный глаз разросся до величины всего тела. Ну, может, еще одна нога осталась, а другую я не чувствовала...» – писала она в письме Нине Яковлевне Симонович-Ефимовой.
Яркая и сочная южная природа потрясла художника: «Сначала она только и говорила: “Море, море!..” Пыталась писать его красками». А после прогулки в горы и подъема на Ай-Петри «...совсем увлеклась горами. “Вот это настоящая скульптура”, – говорила она», вспоминала А. Хотяинцева. Впечатленная буйством красок южной природы, она собирала гербарий, чтобы познакомить зарайских детей с крымской флорой. «52 человека ребят у нас!» – объясняла Голубкина. Из Крыма она везла также «...полтора пуда красивых камешек с пляжа для всех ребят своей улицы» и банку с живыми крабами в морской воде, которую разбила в дороге и очень огорчилась.
Вторую поездку в Крым Анна Семёновна совершила ранней весной 1910 года. Приехав в крайне дурном настроении, она увидела иное состояние только пробуждающейся южной природы. Собирать гербарий в апреле было еще рано и Хотяинцева посоветовала делать рисунки с растений. Неожиданно Голубкина увлеклась. Свойственное скульптору исследовательское начало позволило создать за всю жизнь обширную собственную цветочную коллекцию. До наших дней дошло почти 300 листов, на которых зарисовано более 400 растений.
С ботанической иллюстрацией как направлением в искусстве А. Голубкина могла познакомиться во Франции в 1890-х или в 1904 годах, когда, обучаясь, жила в Париже. В узком смысле слова ботаническая иллюстрация – это точная фиксация всех частей растения с целью определения его вида. Зародившееся еще в античные времена искусство было увлечением многих художников на протяжении веков.
В работах крымской серии Голубкина размещает на поле листа в основном по одному растению. Свобода пространства наполняет рисунки воздухом, а легкость акварельных красок передает свежесть просыпающихся к жизни растений. Александре Хотяинцевой она жаловалась: «Цветы слишком скоро зацветают, никак за ними не угонишься», в чем, несомненно, проявляется сознание художника-импрессиониста.
В 1976 году ликвидированный за четверть века до этого Государственный музей-мастерская А.С. Голубкиной вновь открыл двери посетителям. Бывший директор и племянница скульптора Вера Николаевна Голубкина передала лист в составе целого ряда других акварельных работ. В 1986 году Музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.