Голубкина Анна (1864-1927)
Земля. Эскиз
1904
Размер - 18,5 x 22,5 x 17,5
Материал - глина
Инвентарный номер - МГ СК-219
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Небольшой этюд – одна из немногих работ А.С. Голубкиной, дошедших до нас в глине, сохранившей непосредственное прикосновение рук мастера. Голубкина часто разрабатывала несколько вариантов будущих произведений, но в силу исключительной требовательности к себе большая часть этюдов ею уничтожались как неудачные. Работа относится к целому кругу эскизов и этюдов, в которых Голубкина разрабатывала столь важный для нее образ Земли. Она сама, как скульптор, буквально «родилась» на земле: «Меня тоже посылали на огород грядки полоть, я полю-полю, а потом выберу глину из земли и сижу, леплю человечков».
К одному из самых значительных в творчестве Голубкиной и в искусстве символизма образов – «Земле», сохранился целый ряд этюдов, позволяющих увидеть метод работы скульптора. В небольшом эскизе уже найдена будущая композиция: треугольный силуэт скульптуры, высокое темя, длинные косматые волосы, глубокие провалы глазниц, большой широкий нос.
Максимилиан Волошин, описывая облик Голубкиной, соединяет его с произведениями Микеланджело, по сути, рассказывает о созданной Анной Семёновной «Земле»: «Таинственный ключ к произведениям художника надо искать в чертах его живого лица… И она сама посреди своих произведений кажется родной сестрой Микеланджеловой “Ночи” или одной из Сивилл, сошедшей с потолка Сикстинской капеллы. Та же мощная фигура, та же низко и угрюмо опущенная голова, то же пророчественное оцепенение членов, та же неприветливость и отъединенность от мира, та же тяжесть и неуклюжесть жеста, как бы от трудной духовной беременности: чудовищность и красота, первобытная мощь тела, пластически выражающая стихийность духа… Все в ней обличает Титаниду, от земли рожденную».
«Рожденная» Голубкиной «Земля», являясь произведением символическим и созданным в эпоху русского символизма, имеет в то же время мало общего с произведениями русских художников-символистов. «Я ни одной нотки такой не найду в себе», – писала Голубкина о своем отношении к мистицизму, захватившему сознание художников. Ее «Земля» основана не на тайном знании, а на знании народной мифологии, поверий и сказок. Вот поэтичный рассказ самой Анны Семёновны: «Чтобы увидеть настоящее лицо земли, надо выйти в открытое поле, когда солнце уже закатилось, на горизонте виден только зеленоватый холодный свет, а земля уже вся темная, широкая». Выросшая в крестьянской среде Голубкина создала Землю мощную, темную, в чем-то страшную, но осязаемую, рыхлую, живую и саму дающую прежде всего жизнь.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведение было передано на хранение в Загорский архив художественных произведений. В московскую мастерскую оно вернулось в 1981 году, когда музей вновь распахнул двери перед посетителями. А со вхождением музея-мастерской в состав Государственной Третьяковской галереи этюд перешел в собрание одного из самых известных музеев России.