Гипсовый отлив небольшого этюда – пример промежуточной работы к будущему произведению. Это один из немногих примеров поэтапной работы, позволяющих увидеть метод работы скульптора. Голубкина часто разрабатывала несколько вариантов пластического изображения, но в силу исключительной требовательности к себе большая часть этюдов ею уничтожались как неудачные. Уникальность отлива и в том, что до сегодняшних дней сохранился и сам оригинал, вылепленный в глине, хранящий непосредственное прикосновение мастера.
Произведение «Земля» – один из самых значительных образов как в творчестве А.С. Голубкиной, так и в искусстве символизма. В небольшом этюде уже найдена будущая композиция: треугольный силуэт скульптуры, высокое темя, длинные косматые волосы, глубокие провалы глазниц, большой широкий нос.
Анна Семёновна вспоминала, что как скульптор она буквально «родилась» на земле: «Меня тоже посылали на огород грядки полоть, я полю-полю, а потом выберу глину из земли и сижу, леплю человечков». Максимилиан Волошин, описывая в 1911 году облик Голубкиной, соединяя его с произведениями Микеланджело, описывает, по сути, созданную Анной Семёновной «Землю»: «Таинственный ключ к произведениям художника надо искать в чертах его живого лица… И она сама посреди своих произведений кажется родной сестрой Микеланджеловой “Ночи” или одной из Сивилл, сошедшей с потолка Сикстинской капеллы. Та же мощная фигура, та же низко и угрюмо опущенная голова, то же пророчественное оцепенение членов, та же неприветливость и отъединенность от мира, та же тяжесть и неуклюжесть жеста, как бы от трудной духовной беременности: чудовищность и красота, первобытная мощь тела, пластически выражающая стихийность духа… Все в ней обличает Титаниду, от земли рожденную».
«Рожденная» Голубкиной «Земля», являясь произведением символическим и созданным в эпоху русского символизма, имеет в то же время мало общего с произведениями русских художников-символистов. «Я ни одной нотки такой не найду в себе», – писала Голубкина о своем отношении к мистицизму, захватившему сознание художников. Ее «Земля» основана не на тайном знании, а на знании народной мифологии, поверий и сказок. Вот поэтичный рассказ самой Анна Семёновны: «Чтобы увидеть настоящее лицо земли, надо выйти в открытое поле, когда солнце уже закатилось, на горизонте виден только зеленоватый холодный свет, а земля уже вся темная, широкая». Выросшая в крестьянской среде, Голубкина создала «Землю» мощную, темную, в чем-то страшную, но осязаемую, рыхлую, живую и саму дающую жизнь.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведение было передано на хранение в Загорский архив художественных произведений. В московский музей-мастерскую оно вернулось в 1981 году, спустя пять лет после восстановления музея.