Голубкина Анна (1864-1927)
Земля. Этюд
1904
Размер - 55,5 x 55 x 35
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - МГ СК-224
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Земля – родная стихия выросшей в провинциальном Зарайске Анны Голубкиной, «неисчерпаемый источник образов» ее творчества и художественный элемент построения скульптур мастера. Земля и – шире – Природа вызывали постоянное восхищение и давали творческие силы Анне Семёновне. Ее ученица и подруга Зинаида Клобукова вспоминала: «Особенно, как говорила Анна Семёновна, на нее очень действовала вспаханная земля. Она целыми часами сидела на борозде и всматривалась в вывороченные комья, и это был неисчерпаемый источник образов».
В 1904 году Голубкина создала один из самых мощных в искусстве скульптуры символических образов земли. Скульптор долго искала решение, создав целый ряд эскизов и этюдов. Так, в данном эскизе в чертах реального человека с крупными чертами лица, упрямо сжатыми губами Голубкина ищет сам типаж образа, от которого можно оттолкнуться. Общим, пожалуй, выступают лишь крупные размеры произведений. В общем измерении пропорций (около двух человеческих натур) оба эти произведения – одни из самых крупных в творчестве Голубкиной.
За основу Голубкина взяла созданную ей за несколько лет до того «Голову рабочего» (1897). Интересно, что вместе с приобретением значительных размеров голова стала терять гендерные признаки: зрителем она чаще воспринимается как женская. В дальнейшем Голубкина оставляла в образном решении произведения «Земля» все меньше обычных человеческих черт. Так скульптор передавала свое чувство Земли как одной из самых древних и мощных стихий.
В колоссальности форм скульптор стремилась утвердить в видении зрителя безграничную силу Земли, которая в древнем сознании подверглась обожествлению одной из первых стихий, а русское крестьянство вплоть до начала ХХ века проводило полуязыческие обряды начала пахоты. Анна Семёновна всю жизнь была близка к крестьянскому труду – семья жила огородным хозяйством, брат Николай владел хутором. При этом, воспитанная своими учителями С.И. Ивановым и В.А. Беклемишевым в традициях реализма, первоначально Голубкина пыталась прийти к олицетворению духа Земли через человеческий образ. Однако этого оказалось недостаточно, и скульптор стала искать иной путь.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведение было передано на хранение в Загорский архив художественных произведений. В московскую мастерскую оно вернулось в 1981 году, когда музей вновь распахнул двери перед посетителями.