Голубкина Анна (1864-1927)
Мальчик. Этюд к "Пленникам"
1908
Размер - 39 x 32 x 16
Материал - бронза
Инвентарный номер - МГ СК-3
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Скульптурная композиция «Пленники» была создана Анной Голубкиной в трудное и одновременно чрезвычайно плодотворное для ее творчества время. Социальные потрясения в России в 1905-1906 годах, прокатившиеся повсеместно народные волнения, подавление вооруженного восстания в Москве стали тревожным фоном ее жизни в родном Зарайске. В письме к своему учителю Огюсту Родену в 1907 году скульптор сообщает: «Я Вам пишу сейчас потому, что мы переживаем очень смутное время, и никто не может знать, как обернутся события: хватают и сажают в тюрьмы всех, кто подвернется, и я уже тоже один раз там побывала. Осенью должна вновь предстать перед судом…».
Вместе с семьей в этих непростых условиях Анна Голубкина много делает для своих земляков, помогает неимущим, особенно хлопочет о судьбах детей из бедных семей. Любившая работать с натуры она часто выбирала для позирования тех самых детей из городской бедноты, приглашая их в свою мастерскую. Так однажды появился на свет этюд «Мальчик», выполненный, вероятно, одновременно с парным к нему этюдом девочки, его сестры. В советские годы зарайскими краеведами была предпринята кропотливая краеведческая работа по определению детских прототипов, и теперь известны их имена - Коля и его маленькая сестра Катя.
В лицах детей переданы приметы тяжелой жизни, чувствуется безысходность ее плена. Отсюда и общее название всей группы – «Пленники» (1908, мрамор, Музей А.С. Голубкиной, Государственная Третьяковская галерея). Название не стоит понимать буквально, речь идёт о «пленении» жизнью, судьбой. Объединяющая композицию женская голова – их матери, помогает преодолеть бытовой характер образа и выводит произведение на символический уровень. Социальная идея, которая безусловно лежит в основе замысла скульптора, находит свое вневременное и поэтическое воплощение.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в гипсе в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Сотрудники активно занимались переводом произведений Голубкиной в бронзу. Но в 1952 году музей был ликвидирован. Произведения скульптора были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен и вновь распахнул двери перед зрителями.