Голубкина Анна (1864-1927)
Девочка. Этюд к "Пленникам"
1908
Размер - 27 x 21,5 x 21
Материал - бронза
Инвентарный номер - МГ СК-5
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Скульптурная композиция «Пленники» была создана Анной Голубкиной в трудное и одновременно чрезвычайно плодотворное для ее творчества время. Социальные потрясения в России в 1905-1906 годах, прокатившиеся повсеместно народные волнения, подавление вооруженного восстания в Москве стали тревожным фоном ее жизни в родном Зарайске. В письме к своему учителю Огюсту Родену в 1907 году скульптор сообщает: «Я Вам пишу сейчас потому, что мы переживаем очень смутное время, и никто не может знать, как обернутся события: хватают и сажают в тюрьмы всех, кто подвернется, и я уже тоже один раз там побывала. Осенью должна вновь предстать перед судом…».
Вместе с семьей в этих непростых условиях Анна Голубкина много делает для своих земляков, помогает неимущим, особенно хлопочет о судьбах детей из городской бедноты. Любившая работать с натуры она часто приглашала их для позирования в свою мастерскую. Так однажды появился на свет этюд Девочки, выполненный, вероятно, одновременно с парным к нему этюдом Мальчика, ее брата. В советские годы была предпринята кропотливая краеведческая работа по определению детских прототипов, и теперь известны их имена - Катя и ее брат Коля.
В лицах детей отразились приметы тяжелой жизни, чувствуется безысходность ее плена. Отсюда и общее название всей группы – «Пленники» (1908, мрамор, Музей А.С. Голубкиной, Третьяковская галерея). Его не стоит понимать буквально, речь идет о «пленении» жизнью, судьбой. Голова матери, объединяющая композицию, помогает вывести произведение на символический уровень. Так социальная идея, которая безусловно лежит в основе замысла скульптора, нашла свое вневременное и поэтическое воплощение.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в гипсе в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Сотрудники активно занимались переводом произведений Голубкиной в бронзу. Но в 1952 году музей был ликвидирован. Произведения скульптора были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен.