Голубкина Анна (1864-1927)
Сеятель. Камея
Размер - 1,7 x 1,2
Материал - морская раковина
Инвентарный номер - МГ К-2
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
В небольшой, завораживающей пластикой движения камее «Сеятель» Анна Голубкина обращается к теме искусства Древнего мира. Крошечное, не детализированное изображение Сеятеля возможно связать с богом, подателем урожая и всяческих благ. В Древнем Египте это был умирающий и воскресающий бог Осирис, что свидетельствовало о связи жизни и смерти; у греков – Гелиос, разъезжающий на золотой колеснице, запряженной златогривыми конями; славяне бога солнечного света и тепла окрестили Дажьбогом.
Но есть и иное прочтение – образ Христа-сеятеля, пророчествующего неизбежность возрождения после смерти. В 1911 году Анна Голубкина, которую волновала христологическая тема, воплощает свои мысли и переживания в целом ряде произведений страстного цикла – маски Спасителя, два рельефа «Апостол Пётр» и «Апостол Иоанн», задумывает одну из наиболее значительных своих работу «Тайная вечеря» (все Музей-мастерская А.С. Голубкиной). В трудные послереволюционные годы раздумья скульптора находят свое воплощение в миниатюрном изображении Христа-сеятеля, притча о котором описана у трех евангелистов – Матфея, Марка и Луки.
Пластически легкий, словно тающий на сборной камее (в два цвета – фон и изображение) образ, несомненно, развивает традиции античной и древневосточной глиптики. Об этом свидетельствуют свобода композиции, обобщенность, мягкость пластики. С камейным искусством этой эпохи скульптор могла познакомиться в период своих заграничных поездок.
Тема «Сеятеля» в искусстве волновала умы художников на протяжении многих веков. Один из самых известных образов создал Франсуа Милле (1848, Музей изящных искусств, Бостон), позднее – Винсент ван Гог (июнь 1888, Музей Кроллер-Мюллер, Оттерло; ноябрь 1888, Музей В. ван-Гога, Амстердам и др.). К воплощению темы обращались Г.Г. Мясоедов (1888, Центральный музей современной истории), К.С. Петров-Водкин (1915, мавзолей Эрлангеров, Введенское кладбище, Москва). Известна скульптура В.П. Крейтана (1862, Государственный Русский музей). В послереволюционные годы к теме обратились И.Д. Шадр, Н.А. Тырса. Все эти произведения Анна Голубкина знала, но, пережившая тему по-своему, она и воплотила ее в камерной форме согласно своим представлениям.
Интересна история камеи. Скульптор Ю.А. Кун – сестра известного историка и писателя Николая Куна, автора популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции», первые два года учебы во Вхутемасе (1922–1923) была ученицей А.С. Голубкиной. Технику резьбы по кости в учебном заведении преподавала Софья Фёдоровна Боброва. По воспоминаниям Кун, «занятия были настолько увлекательными, что даже Голубкина решила “пройти школу” у Бобровой». В какой-то момент, между 1923 и 1926 годами (до отъезда Ю.А. Кун за границу), Анна Семёновна и Юлия Альбертовна обменялись своими работами. Камея «Сеятель» 50 лет хранилась у Ю.А. Кун как память о художнике. В 1975 году, при втором открытии Музея-мастерской А.С. Голубкиной, ликвидированного в 1932 году, Юлия Альбертовна преподнесла камею в дар.