Голубкина Анна (1864-1927)
Сеятель. Камея
Конец 1910-х – первая половина 1920-х
Размер - 1,7 x 1,2
Материал - морская раковина
Техника - резьба
Инвентарный номер - МГ К-2
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
В небольшой камее «Сеятель», завораживающей пластикой движения, Анна Голубкина обратилась к образам искусства Древнего мира. Крошечное не детализированное изображение сеятеля возможно связать с божеством – подателем урожая и всяческих благ. В Древнем Египте это был умирающий и воскресающий бог Осирис, у греков – Гелиос, разъезжающий на золотой колеснице, запряженной златогривыми конями; славяне бога солнечного света и тепла окрестили Даждьбогом.
Но возможно и иное прочтение – образ Христа-сеятеля, пророчествующего неизбежность возрождения после смерти. В 1911 году Анна Голубкина, которую волновала христологическая тема, воплотила свои мысли и переживания в целом ряде произведений страстного цикла – маски Спасителя, два рельефа - «Апостол Пётр» и «Апостол Иоанн», задумала одну из наиболее значительных своих работ – «Тайная вечеря» (все – Музей-мастерская А.С. Голубкиной). В трудные послереволюционные годы раздумья скульптора находят воплощение в миниатюрном изображении Христа-сеятеля, притча о котором описана у трех евангелистов – Матфея, Марка и Луки.
Пластически легкий, словно тающий на сборной камее (в два цвета – фон и изображение), этот образ, несомненно, развивает традиции античной и древневосточной глиптики. Об этом свидетельствуют свобода композиции, обобщенность, мягкость пластики. С камейным искусством той эпохи скульптор могла познакомиться во время своих заграничных поездок.
Тема сеятеля волновала умы художников на протяжении многих веков. Один из самых известных образов создал Франсуа Милле (1848, Музей изящных искусств, Бостон), позднее – Винсент ван Гог (июнь 1888, Музей Кроллер-Мюллер, Оттерло; ноябрь 1888, Музей В. ван-Гога, Амстердам и др.). К теме обращались Г.Г. Мясоедов (1888, Центральный музей современной истории), К.С. Петров-Водкин (1915, мавзолей Эрлангеров, Введенское кладбище, Москва). Известна скульптура В.П. Крейтана (1862, Государственный Русский музей). В послереволюционные годы к теме обратились И.Д. Шадр, Н.А. Тырса. Все эти произведения Анна Голубкина знала, но, пережив тему по-своему, она воплотила ее в камерной форме согласно собственным представлениям.
Интересна история камеи. Скульптор Ю.А. Кун, сестра известного историка и писателя Николая Куна, автора популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции», первые два года учебы во Вхутемасе (1922–1923) была ученицей А.С. Голубкиной. Технику резьбы по кости преподавала там Софья Фёдоровна Боброва. По воспоминаниям Кун, «занятия были настолько увлекательными, что даже Голубкина решила “пройти школу” у Бобровой». В какой-то момент, между 1923 и 1926 годами (до отъезда Ю.А. Кун за границу), Анна Семёновна и Юлия Альбертовна обменялись работами. Камея «Сеятель» 50 лет хранилась у Ю.А. Кун как память о художнице. В 1975 году, при втором открытии Музея-мастерской А.С. Голубкиной, ликвидированного в 1932-м, Юлия Альбертовна преподнесла камею в дар.