Голубкина Анна (1864-1927)
Дюймовочка на ласточке. Камея
Конец 1910-х - первая половина 1920-х
Размер - 3,3 x 4,3
Материал - морская раковина
Техника - рулетка
Инвентарный номер - МГ К-16
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Созданием камей из морской раковины и слоновой кости Анна Голубкина, по свидетельству друзей, стала заниматься в послереволюционное время. Жена известного политического деятеля, одного из основоположников конституционного права в России Ф.Ф. Кокошкина, вспоминала, что как-то зимой, уже после убийства ее мужа в январе 1918 года, она зашла к Голубкиной, которая «собиралась непременно изваять его бюст для памятника... Она сидела в маленькой комнатке, где теперь была печурка сложена, и вырезала камею».
Камеи Анны Голубкиной отличаются большим разнообразием жанров и тем, среди них есть и сказочные сюжеты. В изображении летящей на ласточке Дюймовочки художница уделила большое внимание птице. В цельном решении образа, взятом ясно, емко, Голубкина лишь мелкими выверенными резками разрабатывает перья ласточки. Но слои изогнутой раковины позволяют мастеру мягко моделировать форму, почти утопить в пространстве второе крыло, лишь абрисом наметить фигурку крошечной девочки, а в целом добиться тонкого тонального, почти живописного решения, позволяющего преодолеть монотонность цвета. При этом в столь малом изображении Голубкиной важна динамика формы.
В трудные послереволюционные годы, когда работать над крупными произведениями в нетопленой мастерской было трудно, Голубкина занялась созданием малых скульптурных форм. Работая во Вхутемасе, она, уже будучи известным скульптором, даже стала брать уроки техники резьбы по кости у другого преподавателя – С.Ф. Бобровой, в короткий срок овладев этим сложным мастерством и освоив новый для себя материал – раковину. Основу для камей ей «находили ученики, которые “рыскали” по рынкам, по антикварным магазинам, по знакомым, отыскивая всюду и бильярдные шары, и раковины», а друзья помогли достать бормашину. Преданный друг Голубкиной и муж ее ученицы В.В. Трофимов вспоминал, что «...поначалу дело продвигалось очень туго, и А.С. [Анна Семёновна], приходя к нам, жаловалась на свою неудачу. Но она как-то быстро овладевала искусством обрабатывать раковины, и дело пошло на лад». Возможно, камея «Дюймовочка на ласточке» выполнена одной из первых.