Скульптура «Женщина в платке» – бюст одной из знакомых Голубкиной по Зарайску, женщины с обычным, простонародным лицом, в наброшенном на голову платке. Сразу обращают внимание особенности и даже странности построения образа: отрешенность в лице, напряженность взгляда, загадочная улыбка – все это не свойственно обычному психологическому портрету. О таких изображениях сама Голубкина говорила, что это «не только портрет».
В период создания «Женщины в платке» Голубкина переживала увлечение цивилизациями древности, формами и образностью Древнего Египта. Традиционный русский платок напомнил ей знак власти фараонов – полосатый немес. Облик жительницы русской провинции парадоксально совместился с чертами поразивших воображение скульптора древних сфинксов, символов мудрости и сокрытых тайн, а портрет приобрел символическое звучание.
В творчестве Анны Голубкиной есть немало произведений, которые сделали ее одним из самых значительных художников русского символизма – широко распространенного стиля в искусстве последней четверти XIX – начала XX века. Творцы символизма стремились к постижению загадок мироздания с помощью творческой интуиции, выражая обретенные откровения в поражающих воображение символах. Борис Пастернак определял символ как «образ мира в слове явленный». Символические произведения строятся на ассоциациях, намеках, недосказанности, а потому в них нужно «вжиться», быть готовым к активной внутренней работе и к тому, что символ никогда не будет объяснен до конца. В одном из стихотворений, которые Волошин читал Голубкиной, были строки о памятниках древности: «Как в этих сложных письменах понять значенье каждой буквы? ... Закрыта дверь, потерян ключ».
«Вот народ! Все унес с собою: и тайны науки, и тайны искусства», – вторила ему художница, говоря о Древнем Египте. Анне Голубкиной хотелось «найти ключи» к тайнам былого, «приоткрыть дверь» в прошлое человечества, чтобы лучше понять и историю, и сегодняшний день.
Простые женщины из Зарайска в произведениях Голубкиной предстают хранительницами глубинных жизненных основ и нравственных традиций своего народа. В них угадывается параллель с образами поэзии Блока: «Россия – Сфинкс, …она глядит, глядит в тебя и с ненавистью, и с любовью».
В 1932 году семья скульптора передала произведение в дар государству в составе тщательно сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведение вместе с другими работами скульптора было передано на хранение в Государственный Русский музей и вернулось в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен.