Этот маленький этюд – одна из очень немногих работ А.С. Голубкиной, дошедших до нас в глине, сохранившей непосредственное прикосновение мастера. Голубкина часто разрабатывала несколько вариантов скульптуры, но в силу исключительной требовательности к себе большая часть этюдов ей уничтожалась как неудачные.
Произведение относится к целому кругу эскизов и этюдов, в которых Голубкина разрабатывала столь важный для нее образ Земли. Она сама, как скульптор, буквально родилась на земле: «Меня тоже посылали на огород грядки полоть, я полю-полю, а потом выберу глину из земли и сижу, леплю человечков».
Сохранился целый ряд этюдов к одному из самых значительных образов в творчестве А.С. Голубкиной и в искусстве символизма, позволяющих видеть метод работы скульптора. В небольшом эскизе уже найдена будущая композиция: треугольный силуэт скульптуры, высокое темя, длинные косматые волосы, глубокие провалы глазниц, большой широкий нос.
Максимилиан Волошин, описывая облик Голубкиной, соединяя его с произведениями Микеланджело, описывает, по сути, созданную Анной Семёновной «Землю»: «Таинственный ключ к произведениям художника надо искать в чертах его живого лица… И она сама посреди своих произведений кажется родной сестрой Микеланджеловой “Ночи” или одной из Сивилл, сошедшей с потолка Сикстинской капеллы. Та же мощная фигура, та же низко и угрюмо опущенная голова, то же пророчественное оцепенение членов, та же неприветливость и отъединенность от мира, та же тяжесть и неуклюжесть жеста, как бы от трудной духовной беременности: чудовищность и красота, первобытная мощь тела, пластически выражающая стихийность духа… Все в ней обличает Титаниду, от земли рожденную».
Рожденная Голубкиной Земля, являясь произведением, созданным в эпоху русского символизма, имеет мало общего с произведениями русских художников этого направления. «Я ни одной нотки такой не найду в себе», – писала Голубкина о своем отношении к мистицизму, захватившему сознание художников. Ее Земля основана не на тайном знании, а на знании народной мифологии, поверий и сказок. Вот поэтичный рассказ самой Анна Семёновны: «Чтобы увидеть настоящее лицо земли, надо выйти в открытое поле, когда солнце уже закатилось, на горизонте виден только зеленоватый холодный свет, а земля уже вся темная, широкая». Выросшая в крестьянской среде Голубкина создала Землю мощную, темную, в чем-то страшную, но осязаемую, рыхлую, живую и саму дающую прежде всего жизнь.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведение было передано на хранение в Загорский архив художественных произведений. В московскую мастерскую оно вернулось в 1981 году, когда музей вновь распахнул двери перед посетителями.