Михаил Борисович Тулинов (1823 – 1889), художник и фотограф, старший друг Крамского, его земляк из Острогоржска. Из любви к фотографии купец-Тулинов оставил занятие торговлей. В 1850 году, увлекшись живописью, он «рисовал самоучкой акварелью, занимался, также самоучкой, и фотографией». Тулинов был первым фотографом Острогожска, который самостоятельно освоил трудоемкую технологию мокроколлодионного процесса.
Тулинов подарил Крамскому первые краски, обучал его «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты». По рекомендации Тулинова Крамской поступил ретушером к фотографу Я.П. Данилевскому. Тулинов поддержал Крамского при поступлении в Академию художеств и сам стал в том же году
вольнослушающим Академии. В 1858 году получил звание неклассного (свободного) художника. С 1858 по 1861 год оба работали в фотографической мастерской А.И. Деньера в Петербурге: Крамской – главным ретушером, Тулинов – главным лаборантом. Письма Крамского к Тулинову (1863–1864) помогают реконструировать детали важнейших событий художественной жизни России 1860-х годов: «бунта 14» (протеста выпускников Академии, отказавшихся от участия в конкурсе на большую золотую медаль) и первых лет деятельности
Санкт-Петербургской Артели художников. Тулинов поддерживал дружеские и деловые связи с членами Артели и с художниками-передвижниками. Воспоминания М.Б. Тулинова о Крамском в форме писем В.В. Стасову хранятся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки.
В 1861 году Тулинов переехал в Москву, где до 1877 года владел фотографической мастерской на Кузнецком мосту в доме Тверского архиерейского подворья (№ 17). В течение 1864 года М. Б. Тулинов был фотографом Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений, выполнял задания на территории Московского зоологического сада. В июле 1864 года «во время посещения Государем Императором Зоологического сада в Москве фотограф Русского общества акклиматизации Тулинов имел честь поднести Его Величеству альбом фотографических видов и снимков с животных сада, который всемилостивейше принят». В 1865 году Тулинов открыл второе ателье на территории московского Зоологического сада. Когда Крамской расписывал купол храма Христа Спасителя в Москве, он жил в этой новой фотостудии друга. В 1867 году в основном ателье Тулинова на Кузнецком мосту случился пожар и сгорели все негативы и оборудование. Ателье в зоосаде пришлось закрыть, Тулинов практически разорился.
Летом 1867 года в имении Тулинова Выползово Переславль-Залесского уезда Владимирской губернии гостил Крамской с семьей. Здесь он работал над первоначальными вариантами картин «Христос в пустыне» и «Осмотр старого дома». Вместе с имением Тулинов приобрел и собрание русской старины: картины, подсвечники, люстры, фарфор. Эта обстановка помогала Крамскому настраиваться на картину «Осмотр старого дома». Портрет Тулинова, вероятно, был начат тогда же и закончен в 1868 году: «Портрет твой стоит у меня в раме, и если ты будешь в Петербурге, то я кончу фигуру с тебя, а если нет, то весною привезу его оканчивать в Москву», – писал Крамской другу 15 января 1868 года. За этот портрет, а также портреты княгини Е.А. Васильчиковой, графа Д.А. Толстого, и серию графических портретов Крамской в 1869 году был удостоен звания академика портретной живописи. Крамской исполнил также графический портрет Тулинова (1867), который до 1941 года находился в Картинной галерее им. И.Н. Крамского в Острогоржске (ныне – местонахождение неизвестно).