Кандинский Василий (1866-1944)
Москва. Красная площадь
1916
Размер - 51,5 x 49,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1271
Дар Г.Д. Костаки. 1977
В июле 1914 года, еще до начала Первой Мировой войны, когда Кандинский будет вынужден возвратиться из Германии в Россию, он писал:"… Я вступил в такой период моей работы, для которого просто необходимо прожить несколько месяцев в Москве. К сожалению, мне трудно объяснить Вам эту свою любовь... Москва – это та почва, откуда я черпаю свою силу и где я могу жить духовной жизнью, столь необходимой для моей работы"
Вернувшись на родину, Кандинский отмечает, что, после необычайно трудного для него 1915 года, он вновь обрел душевное равновесие, в котором так нуждался. Из круговых окон мастерской художника, находившейся на шестом этаже, открывалась чудесная панорама Москвы и великолепный вид на Кремль.
Но Кандинскому мало просто запечатлеть на полотне вид из своего окна – художнику хочется воплотить синтетический образ города: "Мне захотелось написать большой пейзаж Москвы - взять составляющие отовсюду и соединить их в картине - и слабые и сильные куски – все смешать вместе - ведь и мир состоит из различных элементов. Это должно быть как звучание оркестра. ...В 8 часов вечера я пошел в Кремль, чтобы увидеть церкви под тем углом зрения, который мне необходим в картине. И новые богатства открылись моим глазам. Потом я вернулся на Зубовскую и работал до настоящего момента над эскизом, который получился неплохо…"
Энергия, с которой художник строит композицию, дает ощущение движения, непрерывного изменения ракурсов, звона, гула и грохота современного города, фантастическое нагромождение разноцветных и разновременных строений, где сорок сороков церквей соседствуют с многоэтажными доходными домами начала ХХ века. В картине объединились узнаваемые архитектурные памятники и просто высокие дома с многочисленными окнами, вырастающие, как грибы из земли, разноцветные дымы из заводских труб и солнечные лучи, пробивающиеся сквозь облака, радуга и стаи птиц над городом. Это соединение, переплетение в клубок разнородных мотивов, и создает эффект "звучания оркестра" в живописи Кандинского.