Крамской Иван (1837-1887)
Портрет С.П. Боткина
1881
Размер - 111,5 x 93
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1348
Поступило из Городской клинической больницы имени С.П. Боткина. 1991
В 1880-е годы Иван Крамской активно продолжал работать в области портретного жанра. Творческие поиски художника достигают максимальной объективности, предельной ясности в передаче характера и взвешенной оценке личности. В 1880 году он написал портрет С.П. Боткина, который долгое время хранился в семье, а позже поступил в собрание Государственного Русского музея. В 1881 году Крамской исполнил повторение этого портрета специально для Солдатенковской больницы, переименованной после смерти врача в Городскую клиническую больницу им. С.П. Боткина. В 1991 году эта работа пополнила коллекцию Третьяковской галереи.
Сергей Петрович Боткин (1832-1889) — врач-терапевт, профессор медико-хирургической академии, основоположник научной клинической медицины. Долгие годы Боткин являлся русским лейб-медиком императоров Александра II и Александра III. В созданной им экспериментальной лаборатории он сделал научное открытие о вирусной природе гепатита А, который также называют «болезнь Боткина». В 1880 году впервые в России он добился постройки бесплатной больницы в С.-Петербурге, названной Александровской барачной больницей. Талантливый доктор получил признание и уважение многих людей благодаря профессиональным и исключительным личным качествам. Боткина ценили как человека гуманного, отзывчивого и вместе с тем смелого и принципиального, с высоким пониманием гражданского долга.
Среди пациентов Боткина были многие известные деятели культуры, такие как писатель Федор Достоевский, скульптор Марк Антокольский, художник Иван Шишкин, композитор Милий Балакирев. К ним можно отнести и Ивана Крамского, который консультировался и лечился у Боткина на протяжении всей жизни.
На портрете изображен немолодой человек с жизненным опытом, спокойно позирующий живописцу. Удачное освещение подчеркивает умное лицо Боткина, чей взгляд даже сквозь очки прожигает нас насквозь. Крамской искусно разрабатывает сложную колористическую гамму черного цвета в передаче фона и одежды в контрасте с ярко белыми фрагментами манишки и манжетов. Портретный образ отличает достоинство, подчеркнутая интеллектуальность и внутренняя собранность.