Кравченко Алексей (1889-1940)
Вид Парижа. На Сене
1926
Размер - 25,8 x 42,3
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.8680
Приобретено у автора. 1926
В историю отечественного искусства выходец из крестьянской семьи Алексей Кравченко вошел, прежде всего, как интересный и разносторонний график. Графика Кравченко, виртуозно владевшего практически всеми видами гравюры и рисунка, многим известна по книгам, им проиллюстрированным. Иная сторона его творческой индивидуальности – живопись: к ней художник, обладавший врожденным живописным видением мира и тягой к монументальным формам выражения, обращался на протяжении всей жизни.
Кравченко начинал именно как живописец. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904–1905, 1906–1910) он посещал мастерские В.А. Серова, К.А. Коровина, А.Е. Архипова, А.М. Васнецова. В 1905 году, когда из-за революционных событий занятия были прерваны, он учился в Художественной школе Шимона Холлоши в Мюнхене. Увлечение рисованием и гравировальным искусством, в котором художник реализовался наиболее полно, возникло после окончания училища и переросло в основную профессию. Смелый новатор, он выработал в графике экспрессивный авторский язык, позволявший передать эмоциональное восприятие мира. Кравченко активно работал в рисунке, а также в технике офорта и в ксилографии. Далекий от авангардных течений и многочисленных арт-группировок 1910–1920-х годов, тяготевший к классике, Кравченко выступил инициатором создания общества «Четыре искусства». В 1924 году оно объединило крупных мастеров живописи, графики, скульптуры и архитектуры под лозунгом синтеза искусств.
Художник на практике совместил интерес к архитектуре, часто служившей для него объектом изображения, с живописью и графикой. В эпоху насаждения соцреализма мастер уходил в жанр городского пейзажа, выказывая приверженность к пространственным эффектам: отражениям зданий на водной поверхности, неожиданным ракурсам и перспективам, а также панорамным видам, звучавшим в унисон русской «видописи» и работам мирискусников. Об этом свидетельствуют прекрасные рисунки, выполненные в Париже во время его заграничного путешествия 1926 года.
В рисунке «Париж. На Сене» водная стихия занимает весь первый план, река продолжает свое течение в глубине листа и уходит под арки моста за пределы изображенного пейзажа. Создается впечатление, будто именно из ее изменчивых волн возникают прекрасные и кажущиеся почти невесомыми строения и деревья на ее берегах. И непонятно, что это – реальность или некое видение: река, здания и деревья, их отражения в воде?