Кравченко Алексей (1889-1940)
Днепрострой
1930
Размер - 32,9 x 41,8
Материал - бумага
Техника - черный карандаш
Инвентарный номер - Инв.15374
Приобретено с выставки "15 лет советской графики". 1934
В историю отечественного искусства уроженец Саратова, выходец из крестьянской семьи А.И. Кравченко вошел, прежде всего, как интересный и разносторонний график. Но начинал он как живописец. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904–1910) он посещал мастерские В.А. Серова, К.А. Коровина, А.М. Васнецова. Увлечение рисовальным и гравировальным искусством возникло после окончания училища и превратилось в основную профессию.
Смелый новатор, он выработал в графике неповторимо экспрессивный авторский язык, позволявший передать эмоциональное восприятие мира. Кравченко активно работал в рисунке, в техниках офорта и ксилографии. Далекий от авангардных течений и многочисленных группировок 1910–1920-х годов, тяготевший к классике, Кравченко выступил инициатором создания общества «Четыре искусства». В 1924 году оно объединило крупных мастеров живописи, графики, скульптуры и архитектуры под лозунгом синтеза искусств.
Тонко чувствующий обаяние старой культуры и в то же время обладающий широким взглядом на мир, Кравченко не мог не увидеть и не ощутить романтику нового. Постепенно он, наравне со своими прежними увлечениями, обращается к современной ему тематике и создает ряд произведений в жанре индустриального пейзажа.
Одними из самых значительных работ такого рода являются рисунки и гравюры на тему сооружения Днепровской ГЭС, «Днепрострой». Возведение гидроэлектростанции на Днепре было включено в план ГОЭЛРО, утвержденный В.И. Лениным в 1918 году, однако строительство началось лишь в 1927-м. Сооружение плотины велось с немалыми издержками, но нельзя отрицать, что оно вызвало большой энтузиазм строителей, инженеров, проектировщиков, а также художников, которых в 1920-е годы вошло в обычай посылать на различные «стройки коммунизма». К 1930 году строительство плотины подходило к концу, и ДнепроГЭС стал самым грандиозным сооружением такого рода во всем мире. Окончание строительства плотины и всех гидротехнических устройств было официально объявлено в 1932 году. Алексей Кравченко побывал там в 1930, и даже в незавершенном виде энергетический гигант произвел на него сильное впечатление.
Четкие ритмы черных и белых штрихов выявляют конструкцию строгих форм, динамичное противопоставление темных и светлых пятен придает графическому языку силу и энергию. А ракурс, которым воспользовался художник, позволяет оценить грандиозность объекта.