Кравченко Алексей (1889-1940)
Баржи. Ленинград
1927
Размер - 26,2 x 43,7
Материал - бумага
Техника - черный карандаш
Инвентарный номер - Инв.25996
Поступило от Московской закупочной комиссии. 1945
Уроженец Саратова, выходец из крестьянской семьи А.И. Кравченко вошел в историю русского искусства ХХ века, прежде всего, как прекрасный и разносторонний график, который владел практически всеми видами гравюры и рисунка. Но начинал он как живописец. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904–1910) он посещал мастерские В.А. Серова, К.А. Коровина, А.М. Васнецова. Увлечение рисунком и гравюрой, где он реализовался наиболее полно, возникло после окончания училища и переросло в основную профессию. В гравировальном и рисовальном искусстве он выработал свой неповторимый и узнаваемый стиль, позволявший передавать эмоциональное восприятие мира. В 1924 году тяготевший к классике художник стал инициатором создания общества «Четыре искусства», которое под лозунгом синтеза искусств объединило мастеров живописи, графики, скульптуры и архитектуры.
Кравченко и на практике совместил интерес к архитектуре, которая нередко служила для него объектом изображения, с живописью и графикой. В эпоху насаждения соцреализма мастер уходил в жанр городского пейзажа. Часто это были изображения с пространственными эффектами, то есть с неожиданными ракурсами и перспективами, звучащими в унисон старинной русской «видописи» и работам мастеров «Мира искусства». Город на Неве, который, несмотря на все перемены, сохранился как образец классических архитектурных ансамблей, пользовался особенной любовью художника.
В листе «Ленинград. Баржи» «видопись» Кравченко явлена применительно к характерным ленинградским реалиям. Отчетливо прорисованное справа здание кубической формы утверждает первый и средний планы изображения. Далее по горизонтали и вглубь разворачивается пространство Малой Невы со зданием Тучкова пенькового буяна на заднем плане. Скромность ампирного оформления дома на первом плане как бы призвана оттенить царственность открывшейся панорамы центральной части города. Это великолепие слегка нарушают груженые баржи, пришвартованные у берега. Их присутствие свидетельствует о том, что перед нами не красивая декорация, а город, живущий своей повседневной жизнью.