Кравченко Алексей (1889-1940)
Обнаженная с зеркалом
1920-е
Размер - 47,6 x 32
Материал - бумага
Техника - итальянский карандаш, сангина
Инвентарный номер - РС-10023
Приобретено у Н.А. Кравченко. 1986
В историю отечественного искусства выходец из крестьянской семьи Алексей Кравченко вошел, прежде всего, как интересный и разносторонний график. Искусство Кравченко, виртуозно владевшего практически всеми видами гравюры и рисунка, многим известно по книгам, им проиллюстрированным. Иная сторона его творческой индивидуальности – живопись: к ней художник, обладавший врожденным живописным видением мира и тягой к монументальным формам выражения, обращался на протяжении всей жизни.
Кравченко начинал именно как живописец. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904–1905, 1906–1910) он посещал мастерские В.А. Серова, К.А. Коровина, А.Е. Архипова, А.М. Васнецова. В 1905 году, когда из-за революционных событий занятия были прерваны, он учился в Художественной школе Ш. Холлоши в Мюнхене. Увлечение рисованием и гравировальным искусством, в котором художник реализовался наиболее полно, возникло после окончания училища и переросло в основную профессию. Смелый новатор, он выработал в графике экспрессивный авторский язык, позволявший передать в произведении эмоциональное восприятие мира. Кравченко активно работал в области рисунка, а также в технике офорта и ксилографии. Далекий от авангардных течений и многочисленных арт-группировок 1910–1920-х годов, тяготевший к классике, Кравченко выступил инициатором создания общества «Четыре искусства». В 1924 году оно объединило крупных мастеров живописи, графики, скульптуры и архитектуры под лозунгом синтеза искусств.
Тонко чувствующий обаяние старой культуры с ее «вечными» темами, Кравченко не мог обойти вниманием жанр ню. Его учителя В.А. Серов и К.А. Коровин культивировали изображение обнаженной натуры в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Они открывали глаза начинающим художникам на то, как светоносна бывает женская модель, как она композиционно привлекательна, и как по-разному можно ее интерпретировать. Кравченко учел эти уроки. Обращаясь к жанру ню, весь свой удивительный талант рисовальщика он использовал, чтобы представить значительный спектр человеческих эмоций и состояний.
В рисунке «Обнаженная с зеркалом» в сложной и неустойчивой позе представлена довольно пожилая и уродливая модель. В полусогнутой левой руке она держит тяжелое зеркало. Тяжесть ее форм и тяжесть зеркала подчеркнуты жирными линиями и штрихами черного карандаша, которыми очерчены контуры и создается объем. Впечатление тяжести усиливается нанесенной на изображение растушкой темно-рыжей сангины. Художник с помощью жирных обводок словно «завязывает» тело натурщицы в некую неустойчивую «восьмерку», которую вверху пытается уравновесить овал зеркала.