Петров-Водкин всегда ощущал свой труд как акт общественного служения, искренне стремился «попасть в резонанс» с эпохой. Поэтому его монументальные живописные картины давно стали символами времени. Но с середины 1920-х годов художник все чаще предпочитает камерные сюжеты прежним масштабным обобщениям. Его все больше интересует внутренний мир личности, разнообразные эмоции человека, максимально открытого миру. Поэтизация реальности отличает и акварель из собрания Третьяковской галереи, исполненную в процессе работы над картиной «Чаепитие».
Известен живописный вариант этого мотива, который находится сегодня в Николаевском художественном музее имени В.В. Верещагина. Единственный персонаж картины – молодая, широко улыбающаяся девушка с чашкой чая в руке. Улыбка и легкий поворот головы придают ее лицу многозначность, даже таинственность, чем-то напоминая красавиц Леонардо да Винчи и делая картину, несмотря на мотив, празднично-возвышенной.
Акварель демонстрирует, как художник искал пластически убедительное решение образа, какие использовал средства выразительности, как, например, варьировал освещенность и «образовывал» собственное «вольное, естественное пространство, которое и есть среда, в которой развиваются живописные предметы…»