Попова Любовь (1889-1924)
Прозодежда актера № 7
1921
Размер - 39,2 x 30,5
Материал - бумага кремовая
Техника - графитный карандаш, чертежные инструменты
Инвентарный номер - РС-15286
Дар Г.Д. Костаки. 1977
Карандашный эскиз «Прозодежда актера № 7» Любовь Попова затем выполнила в цвете гуашью, дополнила коллажем из бумаги, оформила яркой надписью с названием эскиза. Но и в окончательном варианте художница полностью сохранила чертеж фигуры. Очень незначительные изменения можно увидеть лишь в постановке ступней. В нашем эскизе вперед чуть выступает правая нога персонажа, а в цветном, также едва заметно, – левая. Также почти невозможно заметить, что угол плаща на цветном эскизе спускается до черного чулка.
Как и все остальные, эскиз № 7 прост и схематичен. Изображение сведено к нескольким обобщенно поданным элементам. Это почти чертеж для выкройки. Но в нем есть и некоторый оттенок элегантной декоративности в кубистической манере. Мы видим это в прорисовке ног, в сочетании геометрически точно очерченных деталей.
Прозодежда актера в театре Мейерхольда должна была служить в качестве трико циркового артиста, для выполнения самых разных движений. 27 апреля 1922 года в Инхуке состоялось обсуждение спектакля «Великодушный рогоносец», где впервые был использован принцип «прозодежды актера». В своем выступлении Попова сказала: «Всего костюм рассчитан на 7−8 видов или типов работы».
В эскизах прозодежды для театра Вс. Мейерхольда Любовь Попова замечательно синтезировала два направления авангардного движения, теоретически ожесточенно враждовавших между собой. В выполненном чертежными инструментами рисунке, и еще больше в цветном варианте с надписями, перед нами яркий образец конструктивистского стиля. Но в сохранении четкой определенности геометрических форм, особенно в изображении квадрата в правой части рисунка – дань недавнему увлечению художницы идеями супрематизма.
В истории театра спектакль «Великодушный рогоносец» по пьесе A. Кроммелинка, поставленный режиссером Мейерхольдом и оформленный «конструктором» Любовью Поповой, которая создала «установку» для игры актеров, – яркое начало театрального конструктивизма.