Иванов Александр (1806-1858)
Неаполитанский залив у Кастелламаре
1846
Размер - 29 x 93
Материал - бумага на холсте
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.11077
Поступило из Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова. 1929
Неаполь и его окрестности с их живописными видами были местом притяжения для русских художников, живших в Италии. А.А. Иванов, посещавший Неаполь неоднократно, не был исключением. Как писал ему Н.М. Языков, Неаполь «своими минеральными водами освежил ваши силы для продолжения и совершения прекрасного вашего подвига».
Коммуна Кастелламаре находится недалеко от Неаполя, рядом с древнеримским городом Стабии, разрушенным во время извержения Везувия в 79 году нашей эры. В городе есть древний замок, датируемый IX веком, который и дал название поселению.
Иванов увлекался археологическими раскопками и древними артефактами, однако в представленном пейзаже художника привлекает не многовековая история коммуны, а величие окружающей природы в ее первозданном виде. Живописец не просто фиксирует окружающий ландшафт, но пытается придать ему некое философское содержание.
Как обычно в пейзажах, Иванов избегает изображения людей. Узкой полоской на дальнем плане между огромной горой и морским простором намечает он постройки, разбросанные по побережью, – единственное, что напоминает о присутствии человека в этом мире. Ничто не намекает на страшную катастрофу, разрушившую Стабии: на месте античного города возникло новое поселение. Всё так же, как и много веков назад, безмолвно возвышаются невозмутимые и грандиозные древние, поросшие лесом горы, и так же, как в дни Сотворения мира, омывают берег морские волны. А в бескрайней морской поверхности отражается такое же бескрайнее и вечное голубое небо. Зритель невольно сопоставляет всю историю человечества и историю мироздания, неизменно приходя к выводу, что на фоне могущества природы жизнь людей с их суетой и важными на первый взгляд, а на самом деле бессмысленными хлопотами – это лишь краткий миг, малая частица чего-то большего, непостижимого человеческим разумом.
Возможно, этот пейзаж написан Ивановым с помощью камеры-лючиды – аппарата, проецирующего вид на плоскость. Обводя легким контуром проекцию, художник получал беглую запись ландшафта или отдельной нужной ему пейзажной части. Известно, что Иванов пользовался таким методом в работе с натуры начиная с 1846 года.
В середине 1840-х годов Иванова часто приглашали на виллу русской аристократки С.П. Апраксиной, покровительницы художников и литераторов, на острове Искья в Неаполитанском заливе. В 1846–1847 годах художник там же задумал написать групповой портрет С.П. Апраксиной и ее двух дочерей. В Третьяковской галерее сохранились наброски этого портрета, выполненные графитным карандашом.