Голубкина Анна (1864-1927)
Лежащая натурщица. Этюд
1900-е
Размер - 53,5 x 25
Материал - бумага
Техника - сепия
Инвентарный номер - МГ Р-51
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Несомненно, скульптор Анна Голубкина умела ценить пластичность обнаженного женского тела, мягкость его форм, красоту абриса. Сохранившиеся рисунки художницы в жанре ню не являются подготовительными к скульптурным работам. Это самостоятельные, самоценные произведения графического искусства.
В лежащей натурщице со всей очевидностью ясно отношение Голубкиной к выразительности тела, которое может сказать не меньше, чем лицо человека. Будучи художником-новатором, она ищет в рисунке иную, нежели в академической штудии, выразительность, иные формы разговора о красоте. Рисунок открывает стремление Голубкиной к естественности, к лирике. Изображение очищается от всего бытового, случайного, становится вневременным. В этом, безусловно, проявляются поиски художником абсолютной красоты.
Абрис обнаженного тела передан точно, немногими скупыми движениями кисти, что показывает большую подготовительную работу, хорошо поставленную руку рисовальщика. Сильная линия тела, подчеркивающая изгиб спины, выпуклости, формируется двумя темными пятнами фона за спиной и возле ног – диалог мягкой линии и пятен создает в рисунке пространство. Цвет словно вибрирует в диапазоне от самых тонких по силе тонов до напряженных в пятнах фона, волос, контурной линии ног. Перепад тонов формирует светоносность тела. Стоит отметить, что мягкое отражение света от поверхности женской кожи особо ценили художники начала ХХ века.
Трудно сказать, где сделан этот рисунок с обнаженной моделью – в России или во Франции. Безусловно, занимаясь в Париже у Огюста Родена, Голубкина видела рисунки в жанре ню своего учителя – одного из самых сильных рисовальщиков своего времени. Находясь в диалоге с учителем, она показывает возможности собственного высказывания в теме, используя богатство оттенков сепии, работая только градациями тона.
По всей видимости, Голубкина была довольна результатом, так как поставила свою подпись – А.Г., что делала крайне редко.