Оплечный бюст девочки – портрет четырехлетней Тани Россинской, дочери хорошей знакомой Анны Голубкиной, художницы Елены Дмитриевны Россинской (1874–1971). Они вместе обучались в Училище живописи, ваяния и зодчества, потом встречались в Париже и в Москве, у них было много общих знакомых. Россинская оставила о Голубкиной воспоминания, где рассказала, помимо прочего, и о том, как создавался портрет ее дочери.
Произведение было выполнено с натуры, как и большинство других портретов скульптора. «Девочка позировала плохо, нетерпеливо, – вспоминала мемуаристка. – Анна Семёновна попросила рассказывать ей сказки, в надежде, что это удержит ее на некоторое время в неподвижном положении; действительно, это помогло и дало возможность работать». Когда-то в Париже Голубкина лепила портрет самой Елены Дмитриевны, но не сохранила его, посчитав неудачным, а вот портретом Тани Россинской она осталась довольна. «Результат получился блестящий», – записала в воспоминаниях Россинская. Скульптор отлила его в гипсе и бронзировала, потом вырубила в мраморе.
Голубкина замечательно умела передавать портретное сходство. Она фиксировала в портрете самые характерные черты внешности, именно те, что сохраняются у человека на протяжении всей жизни. О том, что это действительно так, свидетельствуют фотографии Татьяны Россинской уже в преклонных годах. В них по-прежнему можно найти сходство с Россинской-девочкой.
Исполнив в начале ХХ века целый ряд психологических портретов в духе импрессионизма, к началу десятых годов Голубкина изменила подход к созданию портретного образа. Теперь в ее работах проступали вневременные черты, соединяющие реальную личность и идеал. Художница избирала всё более симметричные, устойчивые композиции, а герой произведения представал перед зрителем фронтально. Моделировка форм обретала простоту и лаконичность. В результате нового подхода индивидуальный облик Тани Россинской, зачарованно слушающей сказки, преобразился в идеальный образ детства, способный зазвучать символически в восприятии чуткого зрителя.
Скульптуру в гипсе семья скульптора в 1932 году передала в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. В 1952 году музей был ликвидирован, а произведения переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1975 году, когда музей был восстановлен.