Голубкина Анна (1864-1927)
Санчета
1905
Размер - 28 x 25 x 20
Материал - бронза
Инвентарный номер - МГ СК-275
Поступило из Конфедерации Союза художников СССР. 2019
«Санчета» – оплечный портрет племянницы скульптора Александры Николаевны Голубкиной (1899–1967). Художница очень любила девочку и ласково называла ее на французский манер Санчетой – именем, напоминающим слово «солнышко». Александра Николаевна всю жизнь прожила в Зарайске, храня память о своей замечательной родственнице и охотно делясь воспоминаниями о ней.
Произведение может показаться незавершенным, оставленным на этапе этюда. Однако впечатление незаконченности входило в замысел художника. Портрет исполнен в импрессионистической манере, открытыми живописными мазками жидкой глиной. Голубкина использовала прием контрастной взрыхленной лепки со светотеневыми эффектами, чтобы передавать впечатления подвижности и изменчивости природы: скольжения теней, трепета листвы, постоянного движения всего вокруг. Кроме того, импрессионистские приемы могли передать перемену настроения, непостоянство чувств – всё то, что было неподвластно традиционному искусству XIX века.
Образ Санчеты – запечатленное мгновение жизни маленькой девочки, застывшей в изумлении от увиденного: у нее широко распахнуты глаза, подняты брови, приоткрыт рот. Всё говорит о полном погружении в события, происходящие вокруг. Замечательный поэт ХХ века Юрий Левитанский запечатлел это детское состояние в стихах:
Дети, как жители иностранные
Или пришельцы с других планет,
Являются в мир, где предметы странные,
Вещи, которым названья нет.
Еще им в диковинку наши нравы.
И надо выучить все слова.
А эти звери! А эти травы!
Ну, просто кружится голова!..
Созданный Голубкиной образ сложнее, чем просто воплощение краткого момента жизни одной девочки. Портрет так многогранен, что превращается в рассказ о детстве всякого человека, об открытии мира, о страхе и радости этого открытия. Еще шире – о встречи двух миров, нового человека и древнего человечества. Произведение скульптора воспринимается как символ детства, первой поры в круговороте жизни. Это воплощенный культурный архетип, первый в цепочке: девочка – девушка – женщина – старуха – все они были основным содержанием творчества Анны Голубкиной.