Лист из графического цикла «Библейские эскизы», над которым Александр Иванов работал в последнее десятилетие своей жизни. По замыслу художника, эскизы предназначались для будущего воплощения их в настенных росписях особого общественного здания, не церкви.
Акварель «Христа переодевают, чтобы вести на распятие» рассказывает о событиях в иерусалимской резиденции Пилата, римского правителя Иудеи. Христа привели к Пилату как человека, называющего себя Царем Иудейским, и обвиняли его в возмущении народа против власти кесаря. Не находя вины Христа, Пилат хотел отпустить его. Но иудеи требовали распять Христа. Тогда Пилат велел бить его. После бичевания римские воины надели на Христа багряницу и терновый венец и насмехались над ним со словами: «Радуйся, Царь Иудейский!» Пилат вывел Христа к народу и вновь сказал, что не находит в нем вины. Правитель надеялся, что вид измученного человека в терновом венце и багрянице, совсем не похожего на царя и не представляющего угрозы римскому императору, вызовет сострадание, однако первосвященники и служители опять требовали распятия.
Убедившись, что все средства к миролюбивому окончанию дела исчерпаны, Пилат решил все же не присуждать Христа к смерти, но и не препятствовать первосвященникам привести в исполнение приговор синедриона. Воспользовавшись еврейским обычаем выражать свою непричастность к убийству, Пилат умыл руки перед народом и сказал, что невиновен в крови этого праведника.
Художник изображает драматический момент. Окружившие Христа римские воины снимают с него багряницу и терновый венец и дают его собственные одежды, чтобы вести на распятие. За этим наблюдают стоящие вокруг первосвященники и старейшины. Один из них указывает, куда нести крест.
На втором плане, на возвышении, – вставший с судейского места Пилат. Его фигура согнута. Пилат словно придавлен тяжким гнетом неправедного суда, которым он отправил на смерть невинно осужденного человека.