Юноша с барашком
Патрон шедевра
Попова Любовь (1889-1924)
Юноша с барашком
1920
Размер - 23,5 x 22,7
Материал - бумага
Техника - гуашь, графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-12124
Дар Г.Д. Костаки. 1977
В 1920 году Любовь Попова выполнила иллюстрации к книге Диэза (Г.В. Добржинского) «Волшебные сказки». Книга предназначалась детям, и ее решение должно было стать выразительным и наглядным. Попова щедро использовала в рисунках к сказкам живые впечатления от путешествия в Самарканд в 1916 году, которые до этого времени не нашли непосредственного отражения в творчестве. Художница увлеченно изображала в иллюстрациях характерные восточные типы.
Композиция рисунка проникнута движением. Фигура юноши, готовящегося нанести удар, согнута, как пружина. В облике обреченного барашка Поповой удалось передать его испуг. Рисунок, изображающий живую сценку, возможно, увиденную художницей во время путешествия в Среднюю Азию, отличается упругостью энергичных «гнутых» линий, точно очерчивающих силуэт отдельных фрагментов формы. В нем привлекает внимание подчеркнутая острота силуэтов. Колорит радует богатством цветовых оттенков. Цвет, как правило, ложится в этих выполненных гуашью рисунках плоскими пятнами, выдающими опыт живописца-супрематиста. Яркие краски создают впечатление праздничности и нарядности.
Оформление книги Диэза стоит в творчестве Поповой особняком. Можно почувствовать лишь некоторую связь с эскизами костюмов к неосуществленному спектаклю «Жрец Тарквиний» по пьесе С. Поливанова, который предполагали поставить в 1922 году в Театре актера (тогда так назывался театр Вс. Мейерхольда). Оба эти эпизода важны как своеобразные ответвления от генеральной линии в эволюции мастера. В творчестве Поповой последнего пятилетия наметились и развивались, правда, с разной интенсивностью, два направления: одно, четко ведущее к конструктивистской стилистике, и второе, предполагающее вполне реалистический путь, но использующее для своего движения стилизацию восточных орнаментов, художественно-археологический материал и орнаментальную линейность модерна. Основное русло графического дизайна Поповой – многочисленные обложки и оформление периодики 1921–1924 годов – ведет к решению совсем особых задач абсолютно иными средствами. В них-то и сложился стиль Поповой-полиграфиста. Именно эти произведения осуществлялись как полноценная «производственная» работа.