Голова дамы в шляпке. Кубизм
Патрон шедевра
Попова Любовь (1889-1924)
Голова дамы в шляпке. Кубизм
1915
Размер - 33,3 x 24,3
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-14274
Дар Г.Д. Костаки. 1977
Карандашный рисунок «Голова дамы в шляпке. Кубизм» служит этюдом к живописному полотну. И картина, и рисунок выполнены в стилистике кубизма. Итоговое произведение, картина «Дама с гитарой», относится к кубофутуризму – особому направлению в русском авангардном искусстве. Любовь Попова освоила кубизм в Париже во время учебы в академии La Palette под руководством французских художников Ле Фоконье, Метценже и Сегонзака. Кубофутуристические полотна включали и некоторые узнаваемые элементы натуры, и абстрактные элементы. В 1915 году молодая художница обычно создавала целый ряд подготовительных графических этюдов, прежде чем перейти к живописному произведению.
В этом рисунке черты изображенной дамы более различимы, чем на картине. В нем наряду с жестким геометризмом переданы реальные формы носа, пухлых губ с выдающейся вперед нижней губой, слева на листе – аккуратно уложенные волосы. Позднее, в живописном варианте, эти детали утратят свою реалистичность.
В рисунке художница убедительно сочетает непосредственно увиденное в натуре с кубистическим геометризмом: она изображает подбородок женщины как жесткий валик; четкая линия в левой части лица превращает его в маску, скрывающую глаз и щеку. Геометрической обработке подверглась и шляпка дамы. Художница строит ее из плоских, как бы вычерченных по линейке, фигур. Но удивительным образом в рисунке Любови Поповой сохраняется своеобразное обаяние живого наблюдения. Оно не только в чертах лица, сохранивших натурное подобие, но больше в самом исполнении карандашного рисунка.
В причудливом изображении шляпки на голове дамы автор неожиданно для зрителя показывает полосу блеска, характерного для натянутого шелка. Попова распределяет в рисунке легкие, воздушные линии и энергичные штрихи, обозначающие бровь или контур шляпы. Густая штриховка в левой части рисунка в изображении волос и шляпы придает ему некоторую живописность.