Портрет девочки
Патрон шедевра
Попова Любовь (1889-1924)
Портрет девочки
Конец 1900-х
Размер - 27 x 20,3
Материал - бумага серая с перфорацией
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-14313
Дар Г.Д. Костаки. 1977
Работа поступила под названием «Портрет сестры» с вопросом. Полагали, что на рисунке изображена сестра Любови Поповой Ольга Сергеевна Павлова (урожденная Попова; 1897–1975). В начале 1920-х годов она служила конторщицей, затем, в 1930-е, – архивариусом в Большом театре. В 1936 году Ольга Сергеевна была арестована и выслана из Москвы на три года «за контрреволюционную агитацию», в 1950-е годы она учительствовала в деревне Синьково Раменского района под Москвой.
Однако возраст изображенной девочки не совпадает с возрастом Ольги. В это время (около 1909) Л.С. Попова написала живописный портрет сестры-подростка «Девочка на фоне печки. Портрет сестры». В списке произведений, составленном в 1924 году в мастерской художницы Комиссией по наследию, есть упоминание о «Портрете девочки» (1909–1911). По всей вероятности, представленный здесь рисунок был началом работы над этим портретом.
Как и большинство рисунков того времени, перед нами довольно беглый набросок. Но молодой художнице удалось выразить главное – характер. В коллекции рисунков Любови Поповой, переданных Г.Д. Костаки в дар Третьяковской галерее, два изображения этого ребенка. На обоих листах она чрезвычайно серьезна. Художница подчеркивает внимательный и как будто слегка удивленный взгляд девочки. Попова с удовольствием рисует ее пушистые волосы, выпуклый лобик, длинные ресницы, пухлые губки, вздернутый носик. В характере ребенка, несмотря на его очарование, художница, возможно, увидела некоторую избалованность, желание в любом случае настоять на своем.
В беглом рисунке-наброске Любовь Попова умело использует возможности графитного карандаша. Мы видим это в энергичных черных штрихах, проложенных в очерке плеча, в отдельных прядях вьющихся волос, в изображении воланов воротничка. Все остальное передано легкими, без нажима, линиями. Поповой удалось карандашной растушевкой изобразить зрачки девочки и дать представление о ее напряженном, внимательном взгляде.