Брюллов Карл (1799-1852)
Портрет М.И. Алексеевой
1837-1840
Размер - 89,5 x 71,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-783
Приобретен у Е.К. Михайлова. 1977
Мария Ивановна Алексеева (1817–1890), урожденная Трофимова, дочь сенатора, жена отставного корнета Владимира Григорьевича Алексеева (? – ок. 1860). После смерти мужа владела усадьбой Новотроицкое (сейчас Старые Липы) Великолужского уезда Псковской губернии.
Подробности биографии М.И. Алексеевой почти не известны. Однако именно эта загадка делает портрет притягательным, как собирательный образ молодой светской дамы XIX века, в котором художник подчеркивает естественную красоту своей модели.
Произведение было исполнено К.П. Брюлловым после триумфального возвращения в Россию из Италии, где была написана его главная картина «Последний день Помпеи». В качестве фона для портрета художник избрал пейзаж, что характерно для его творческого почерка. Пространство парка, в котором изображена Алексеева, типологически сближает картину с портретами-прогулками, которые во множестве представлены в наследии мастера. Это придает образу романтический оттенок. Подобные поясные изображения кисти К. Брюллова, исполненные в эти же годы, находятся также в экспозиции Третьяковской галереи: «Портрет графини О.П. Ферзен» (1838), «Портрет А.Н. Струговщикова» (1840).
Алексеева одета и причесана по моде того времени. На ней белое парчовое платье с отделкой тонким воздушным кружевом. С плеч приспущена черная накидка-пелерина на красной подкладке. Отсутствие аксессуаров и дорогих украшений делает облик простым и достоверным. Фактурные локоны черных волос обрамляют бледное лицо дамы, закрывая уши. Губы приоткрыты в полуулыбке. Внимание зрителя приковывает томный взгляд ее серых глаз. Позируя художнику, она словно погрузилась в приятные воспоминания. Портрет М.И. Алексеевой в настоящее время – неизменный экспонат зала Карла Брюллова в Третьяковской галерее.