Голубкина Анна (1864-1927)
Огонь. Мужская фигура к камину
1900
Размер - 58 x 50 x 49
Материал - гипс тонированный
Техника - лепка, формовка
Инвентарный номер - МГ СК-19
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Мужская фигура выполнена Анной Голубкиной в пару к женской – для камина «Огонь»; вместе они представляют собой законченную композицию – скульптуры, симметрично расположенные по разные стороны камина. Одно из ранних произведений Анны Голубкиной, представленное на третьей выставке «Мир искусства», познакомила широкую русскую публику о скульптором, лишь недавно приехавшим из Парижа и с ее уникальным стилем. Работа исполнена в свободной импрессионистической манере, что позволяет передать игру огня на неровной фактуре гипса. Огонь – не сюжет, а главный герой композиции. Представив пламя между фигурами первобытных людей, можно вообразить красоту переливов света и тени на поверхности скульптур.
Выставка, для которой Валентин Серов и Сергей Дягилев лично выбрали работы, проходила в Санкт-Петербурге в 1901 году. Посетив мастерскую Анны Семёновны, они были в восторге от новых работ Голубкиной, в том числе от скульптурной композиции для камина «Огонь» – двух сидящих фигур пещерных людей.
Идея художественного объединения «Мир искусства» заключалась в организации чередующихся выставок в Санкт-Петербурге и Москве, чтобы продемонстрировать все новое, что появлялось в России. Анна Голубкина не участвовала в публичных эстетических дебатах того времени, но ее искусство было новаторским и вызывало восторг у посетителей мастерской скульптора. Вокруг нового искусства разгорались дискуссии. Известный критик Владимир Стасов, выражая противоположное серовскому мнение, отнес Анну Голубкину к «декадентам», бурно не одобряя ее работы.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован, а произведения переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен.