Попова Любовь (1889-1924)
Усадьба
1909
Размер - 22,2 x 35,5
Материал - бумага бежевая
Техника - тушь, кисть, перо
Инвентарный номер - РС-14295
Дар Г.Д. Костаки. 1977
На рисунке изображена группа разнообразных строений. По-видимому, перед нами комфортабельная усадьба, в центре которой расположен большой двухэтажный дом, а вокруг него – флигели, беседки, ограждения. Обращает на себя внимание небольшое, оформленное декоративной кирпичной кладкой здание с круглым окном в правой части рисунка. На фотографии, опубликованной в монографии о творчестве Поповой, есть сделанный с другого ракурса снимок, возможно, изображающий эти постройки.
Можно предположить, что Любовь Попова нарисовала усадьбу Красновидово, где она родилась и где прошло ее детство. А.М. Шуберт, двоюродная сестра художницы, так описывала дом ее отца Сергея Максимовича Попова: «Он был обставлен крайне просто для богатого фабриканта-миллионера. Так, например, мебель была добротной, но простой. В доме не было ничего, так сказать, лишнего: ни дорогих ковров, ни редких картин, ни ценного хрусталя и др. Самыми ценными в доме были книжная и нотная библиотека».
По множеству изображенных художницей деталей понятно, что это не беглый набросок случайного вида, а внимательно выполненный, подробный рисунок дорогого для автора места. Попова любовно вычерчивает контуры и фронтоны многочисленных построек. Легкими движениями кисти намечает плоские поверхности стен. Густыми мазками туши выделяет отдельные детали. С особым вниманием формирует она стволы и зеленые кроны деревьев. Основное место в композиции занимает фундаментальное двухэтажное здание с эркером в центре. Не менее внимательно автор вырисовывает окружающие дом многочисленные пристройки, флигели, службы. Любовно изображает художница остроугольное завершение беседки, беглым движением кисти отмечает затененную грань крыши.
При подчеркнутой фронтальности изображения, при панорамной композиции рисунка в нем отчетливо читаются ясно построенные планы уходящего в глубину пространства с полями и холмами на горизонте. Выполненное черной тушью изображение в целом предстает перед зрителем нарядной декоративной картиной.