Кладония. Исландский мох. Стиктина лесная. Пармелия морщинистая. Пельтигера. Стенница
Патрон шедевра
Голубкина Анна (1864-1927)
Кладония. Исландский мох. Стиктина лесная. Пармелия морщинистая. Пельтигера. Стенница
1910-е – первая половина 1920-х
Размер - 32 x 24
Материал - бумага
Техника - акварель, графитный карандаш, белила
Инвентарный номер - МГ Р-68
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Акварельный гербарий Анны Голубкиной насчитывает около 250 листов с изображениями более 400 видов растений юга и средней полосы России. Работу над этой масштабной серией художница начала почти случайно. В мае 1909 года Голубкина впервые приехала в Крым по приглашению подруги Александры Хотяинцевой. Разнообразие еще незнакомой южной природы восхитило Анну Семёновну, и она начала собирать гербарий из местных растений. В следующем году Голубкина вновь вернулась в Крым, но на этот раз застала совсем иную картину: природа только пробуждалась от зимнего сна. Тогда по совету подруги Анна Голубкина и начала зарисовывать растения, запечатлевая их по мере зацветания. Вскоре поездка завершилась, а увлечение сохранилось на долгие годы.
На рубеже XIX–XX веков художественный интерес к ботанике не был уникальным явлением. Еще в античные времена зародился специальный метод изображения растений, который затем закрепился в эпоху Возрождения – в том числе в работах Альбрехта Дюрера и Леонардо да Винчи, к XIX веку он окончательно оформился в особый жанр. К концу века начал активно развиваться новый стиль: растительные мотивы всё чаще появлялись в работах художников, скульпторов, архитекторов модерна. Многочисленные рисунки с растениями можно встретить среди произведений Елены Дмитриевны Поленовой, Марии Васильевны Якунчиковой, Елизаветы Григорьевны Мамонтовой и других художников эпохи. Параллельно открывались ботанические сады, проводились научные исследования, издавались всё новые и новые энциклопедии растений.
Среди всех рисунков из акварельного гербария Голубкиной лист «Кладония. Исландский мох. Стиктина лесная. Пармелия морщинистая. Пельтигера. Стенница» стоит особняком. Помимо того, что это единственная работа, изображающая лишайники и мхи, у рисунка четко просматривается прообраз – страница из популярного Ботанического атласа главного ботаника Императорского Ботанического сада Н.А. Монтеверде. Почти идентичными являются изображения пельтигеры, кладонии, исландского мха: сходны использованные цвета, формы и конкретные детали растений. В изображении же стенницы, стиктины, пармелии Голубкина, напротив, прибегает к художественному обобщению, уделяя больше внимания взаимодействию цветовых пятен и фактур, нежели ботаническим особенностям. Кроме того, на своем листе художница разместила только шесть из одиннадцати представленных в Атласе растений. Можно предположить, что в рисунке Анны Голубкиной оказались те «модели», которые она смогла увидеть вживую и зафиксировать с натуры.
Произведение поступило из архива Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной в 1984 году. С 1986 года, когда Музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи, лист стал частью ее коллекции.