Попова Любовь (1889-1924)
Женское лицо
Конец 1910-х
Размер - 27 x 23
Материал - бумага серая с перфорацией
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-14310
Дар Г.Д. Костаки. 1977
В годы учебы Любовь Попова, как и многие ее ровесники, интересовалась творчеством французских художников новейшего времени. Не случайно на одном из альбомных листов мы видим головку женщины, напоминающую рисунок углем Поля Гогена, который в настоящее время хранится в Питтсбургском университете в Брэдфорте. На этом рисунке во время пребывания Гогена в Арле он изобразил мадам Жину, жену владельца привокзального кафе. В их доме до сентября 1888 года жил Ван Гог. Тогда же по его приглашению к нему присоединился Поль Гоген. Оба художника в 1888 году писали арлезианку мадам Жину в национальном костюме. Ван Гог дважды в то время написал ее живописный портрет – «с книгами на столе» и «с зонтиком и перчатками». Тогда же он написал «Ночное кафе в Арле». Позднее, уже в 1890 году, в лечебнице, Ван Гог еще четыре раза повторил портрет Жозеф-Мишель Жину.
Маловероятно, что Попова была знакома с рисунком Гогена. Но она могла видеть его картину «Кафе в Арле» в коллекции Ивана Морозова в Москве, где также изображена мадам Жину. В настоящее время это полотно хранится в Москве, в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Оно было передано в ГМИИ после расформирования Музея нового западного искусства, где находилась коллекция И.А. Морозова.
Рисунок Любови Поповой – беглый набросок. По-видимому, художницу, так же как ранее ее знаменитых предшественников, привлекла необычная, с заостренным подбородком, форма лица модели. Если судить по положению портретного изображения на листе, можно предположить, что Попова намеревалась нарисовать и фигуру женщины. Но не стала продолжать, ограничившись выразительным лицом.
Среди ранних рисунков Любови Поповой мы находим множество пейзажей, деревьев, натурщиков… После обучения в парижской академии La Palette она рисовала натурщиков уже в кубистической манере. В наследии художницы сохранились рисунки – копии с декоративных произведений из парижского музея Клюни и с картин старых мастеров, виденных ею в путешествии по Италии 1914 года. Головка мадам Жину – едва ли не единственное свидетельство интереса Любови Поповой к творчеству Гогена.