Попова Любовь (1889-1924)
«Долой империалистическую бойню»
1923
Размер - 17,7 x 21
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш, черная тушь, чертежные инструменты
Инвентарный номер - РС-15277
Дар. Г.Д. Костаки. 1977
В 1923 году Л.С. Попова была художником-конструктором спектакля «Земля дыбом», поставленного Вс. Мейерхольдом в Театре им. Мейерхольда (ТИМ) по пьесе М. Мартине «Ночь» в переработке С.М. Третьякова. Агитационный спектакль-плакат был создан к пятилетнему юбилею Красной армии и посвящен «первому красноармейцу Льву Троцкому».
В отличие от предыдущего спектакля Любови Поповой «Великодушный рогоносец», где все детали были выполнены по чертежам художницы, здесь, напротив, использовались только реальные предметы: пишущие машинки, сельскохозяйственный инвентарь, велосипеды, мотоциклы. Лишь настоящий портальный кран, который невозможно разместить на сцене, был заменен макетом, сделанным по рисунку Поповой. Отдельные сцены спектакля разделялись проекциями политических лозунгов на экране, укрепленном на макете крана.
«Долой империалистическую бойню» – один из лозунгов для экспонирования на экране. Этот эскиз отличается от ряда других чрезвычайно энергичной подачей текста. Это достигается прежде всего динамикой диагональной ленты со словом «империалистическую». Другие детали лаконичной композиции подчиняются этой грозной диагонали и дополняют ее. Художница очень свободно обращается с остальными словами лозунга, заполняя ими оставшиеся треугольники композиции. Буквы вытягиваются, растут в слове «бойню» и уменьшаются в слове «долой». Попова даже позволяет себе слегка урезать написание буквы «й».
При беглом взгляде на эскиз создается впечатление, что он полностью подчиняется конструктивистской стилистике. Но при более внимательном разглядывании композиции в целом и шрифтов замечаешь свободу, возможно, воспринятую художницей от футуристических книжек 1910-х годов.