Чернецов Никанор (1805-1879)
Путешественники в предгорьях Кавказа
1849
Размер - 43,2 x 57,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1425
Приобретено у А.Г. Фёдоровой, Москва. 1993
Уроженец городка Лух Костромской губернии академик Никанор Григорьевич Чернецов был третьим из четырех братьев, ставших художниками. Чернецов – мастер широкого диапазона. Его обширное художественное наследие включает живописные полотна, акварели, рисунки, литографии. Он писал городские виды, интерьеры, однако наибольшую известность ему принесли пейзажи, для создания которых художник активно путешествовал.
Чернецов был одним из первых крупных живописцев, приехавших на Кавказ. Эта поездка, в которой мастер сопровождал графа П.И. Кутайсова, длилась с ноября 1829-го по 1831 год. Ее результатом стало большое количество зарисовок, послуживших основой для последующей работы Чернецова в мастерской. Полотно «Путешественники в предгорьях Кавказа» было написано спустя 18 лет после завершения вояжа.
Основное жанровое действие картины разворачивается ясным днем на широкой дороге, уходящей к величественной двуглавой горе с заснеженной вершиной (предположительно, Арарату). Слева изображена сакля, на плоской крыше которой расположились местные жители, правую часть композиции замыкает группа деревьев.
В центре картины показана группа путешественников. В одном из них иногда видят фигуру А.С. Пушкина, хорошо знакомого с Чернецовым. Сильное впечатление от «библейской» горы, полученное поэтом во время южной поездки 1829 года, было описано в его сочинении «Путешествие в Арзрум». Таким образом, художник мог отдать дань памяти своему великому другу, которому в 1849 году должно было исполниться 50 лет.
Произведение Чернецова передает чувство восхищения величием природы. Написанное в академической традиции полотно отличается мягкой колористической гаммой, умелым использованием световоздушной перспективы. Вместе с тем красота широкой панорамы, экзотическая атмосфера далекого южного края страны, активные светотеневые контрасты сообщают работе романтическое звучание.
К изображению кавказских видов Н.Г. Чернецова в собрании Третьяковской галереи можно также отнести живописное полотно «Вид Кутаиса» (1857).