Иванов Александр (1806-1858)
Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят издали на распятие
Конец 1840-х – 1858
Размер - 26,2 x 40
Материал - бумага коричневая
Техника - акварель, белила, графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.8600
Поступило из Государственного Румянцевского музея. 1927
Лист из графического цикла «Библейские эскизы», над которым Александр Иванов работал в последнее десятилетие своей жизни. По замыслу художника, эскизы предназначались для будущего воплощения их в настенных росписях особого общественного здания, не церкви. Главная тема росписей – жизнь и деяния Христа. Евангельские сюжеты должны были занимать центральные поля каждой стены. Вокруг планировались близкие по смыслу изображения ветхозаветных, исторических и мифологических сцен, а также библейские тексты. Композиции складывались в сложную систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.
Эскиз «Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят издали на распятие» иллюстрирует евангельский рассказ о трагической смерти Христа на кресте. Когда Иисус умер, началось землетрясение и наступило затмение солнца. Разверзлась земля, и открылись гробы с усопшими людьми. Весь народ, собравшийся на Голгофу посмотреть на казненных, был потрясен происходившим. Богоматерь, ученики и другие последователи Христа, а также исцеленные им женщины, пришедшие из Галилеи, смотрели издали. Художник изобразил их у стен и открытых ворот Иерусалима.
Эта акварель – подлинный шедевр. Напряженными контурами фигур, их движениями, жестами, экспрессией цветовых пятен переданы отчаяние и ужас, горе Богоматери, учеников Иисуса и других его приверженцев. Первый план композиции настолько приближен к зрителю, что фигура припавшего к земле апостола Петра оказывается срезанной краем листа. Этим приемом художник создает у зрителей ощущение присутствия среди изображенных людей, сопричастности их чувствам.