Иванов Александр (1806-1858)
Явление Христа одиннадцати ученикам после Воскресения
Конец 1840-х – 1858
Размер - 26,2 x 40,2
Материал - бумага коричневая
Техника - акварель, белила, графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.8604
Поступило из Государственного Румянцевского музея. 1927
Лист из графического цикла «Библейские эскизы», над которым Александр Иванов работал в последнее десятилетие своей жизни. По замыслу художника, эскизы предназначались для будущего воплощения их в настенных росписях особого общественного здания, не церкви. Главная тема росписей – жизнь и деяния Христа. Евангельские сюжеты должны были занимать центральные поля каждой стены. Вокруг планировались близкие по смыслу изображения ветхозаветных, исторических и мифологических сцен, а также библейские тексты. Композиции складывались в сложную систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.
Эскиз «Явление Христа одиннадцати ученикам после Воскресения» рассказывает о событиях, произошедших в третий день после смерти Иисуса Христа. Воскреснув из мертвых, Христос явился сначала Марии Магдалине, женщинам-мироносицам, затем двум путникам на дороге в Эммаус. Ни Марии, ни другим женщинам, рассказывающим о том, что видели воскресшего Христа, не поверили люди, включая ближайших учеников.
Тогда вечером того же дня Христос явился одиннадцати апостолам и тем, кто был с ними. О явлении воскресшего Христа ученикам рассказывают три евангелиста – Марк, Лука и Иоанн. Художник сделал три композиции в соответствии с текстами каждого из них. Эта сцена соответствует рассказу евангелиста Луки. Изображен момент, когда собравшимся апостолам и бывшим с ними людям, а также находящимся здесь эммаусским путникам, явился Христос. Он встал посреди них и сказал: «Мир вам». Присутствующие смутились и испугались, думая, что видят духа. Христос сказал им: «Что смущаетесь? Посмотрите на мои руки и ноги. Это я сам. Потрогайте меня и рассмотрите. Дух костей не имеет, как видите у меня». Христос показывает ученикам руки и ноги.
Свет от фигуры Христа отбрасывает на стены колеблющиеся тени, придающие сцене таинственность. В то же время художник остается точным в передаче деталей происходящего чудесного события. Справа на небольшом круглом столике он изображает рыбу на блюде и разложенную пищу, которую Христос попросит и будет есть, чтобы убедить людей в своей реальности.