По сравнению с парным портретом жены, Екатерины Васильевны, в изображении Ардалиона Александровича Торсукова (1754–1810) чувствуется снижение непосредственности и живости восприятия модели. Рядом с более естественной и свободной позой супруги мужской портрет кажется чуть более скованным, словно движения модели ограничены широкими полами плаща. Несмотря на это, можно отметить, что в парных портретах четы Торсуковых Боровиковский не изменил своему обычному стремлению к передаче эмоциональной раскрепощенности и душевной открытости моделей, которые словно демонстрируют готовность к общению.
Малые размеры портретов, хотя они и относятся к станковому типу, предполагают близкий физический контакт со зрителем. Начиная с 1790-х годов Боровиковский писал довольно много подобных изображений. Самый ранний в этом ряду –
портрет Е.М. Олениной (1791, Третьяковская галерея). Следом мастер создал портреты
Г.Р. Державина (1795, Третьяковская галерея), архитектора А.А. Менеласа (начало 1790-х, Русский музей), семейный портрет (В.А. и А.С. Небольсины с ребенком (?); конец 1790-х, Русский музей). Моделями таких небольших работ становились, как правило, друзья и знакомые Боровиковского, поклонники его творчества и люди, близкие ему по духу. Есть основания думать, что к их числу принадлежали и Торсуковы. Считается, что именно А.А. Торсуков содействовал тому, чтобы Боровиковский получил свой первый заказ от императрицы Екатерины II на написание портрета великой княгини Елизаветы Алексеевны.
Пафос интимных по характеру небольших изображений заключается в воспевании ценности свободы личности и прелести семейных отношений.
Лицо и фигуру художник прорабатывает с ювелирной тщательностью и тонкостью. Отточенная живописная манера сочетается с пейзажным фоном, исполненным эскизными, как бы небрежными мазками.
Малоформатный пандан по блестящему мастерству исполнения и по содержанию близок популярным в литературе рубежа XVIII–XIX веков лирическим дружеским посланиям, в которых раскрывались душевные переживания, находили выражение «простые напевы» и «к сердцу близкие чувства».
Чета Торсуковых познакомилась с Боровиковским через его покровительницу, камер-юнгфрау императрицы Екатерины II М.С. Перекусихину, которая позировала ему для
портрета Екатерины II в Царскосельском парке (1794, Третьяковская галерея). Супруга А.А. Торсукова приходилась М.С. Перекусихиной родной племянницей. Влиятельная тетушка обеспечила стремительный взлет карьеры Ардалиона Александровича, испросив для него место наставника по военным вопросам при великом князе Константине Павловиче, а затем в придворном штате великого князя Александра Павловича.
В Третьяковской галерее хранятся два портрета дочери четы Торсуковых Марии Ардалионовны, в замужестве Кикиной:
масляный – кисти К.П. Брюллова, парный к
портрету ее мужа Кикина, и
акварельный – кисти П.Ф. Соколова.