Крамской Иван (1837-1887)
Деревенский дворик во Франции
1876
Размер - 24,1 x 31,5
Материал - бумага цветная
Техника - акварель, белила
Инвентарный номер - Инв.3435
Дар автора П.М. Третьякову. Не позже 1893
В апреле 1876 года Иван Крамской уезхал в Европу для работы над картиной «Хохот» («Радуйся, царю иудейский!». Русский музей, 1877–1882). Пробыв несколько месяцев в Италии, в июне того же года после отменившейся поездки в Палестину художник решил переехать во Францию. Обосновавшись в парижской мастерской художника-мариниста Алексея Боголюбова, пока тот пребывал на этюдных работах у моря, Крамской продолжил сбор художественных материалов для большой картины, нередко прерываясь на жанровые и пейзажные зарисовки. Рисунок «Деревенский дворик во Франции» представляет именно это направление творчества художника. В письме П.М. Третьякову от 20 августа, жалуясь на долгий поиск собственного рабочего пространства, Крамской писал: «Мастерскую мне нужно было непременно внизу, на земле, чтобы при мастерской было что-то вроде сада или дворика и чтобы я был изолирован и хозяин полный двора или сада».
Наполненная живыми впечатлениями, воздухом и светом, акварель относится к этому периоду поиска мастерской в пригороде Парижа. Умение точно уловить естественное освещение, звучный колорит летних дней отличает акварельную графику Крамского. Хотя рисунок можно соотнести с зарождающимся новым модным течением «импрессионалистов», художник нередко в письмах ругал французских современников. Подмечая, а иногда и заимствуя некоторые приемы, Крамской в целом отрицал их манеру письма: «Все это действительно есть в природе, только нельзя этого делать основанием, принципом <…> только в редких, исключительных случаях художнику может потребоваться и этот эффект». Рассматриваемый рисунок демонстрирует именно такой случай, когда Крамского увлекает не сюжет и концепция, а красота момента и игра света, заполняющего пространство внутреннего дворика.