Д.Г. Левицкий происходил из семьи гравера и священника Г.К. Левицкого. У Григория Кирилловича, кроме старшего Дмитрия, ставшего известным художником, было еще трое сыновей и дочь Мария.
Представленный на портрете брат художника Пётр Левицкий (Прокофий Григорьевич Левицкий; 1740–1834) окончил Киевскую духовную академию, стал священником и унаследовал приход Михайловской церкви в селе Маячка Полтавской губернии (1772–1805), где до него священниками были семь представителей семьи Левицких (изначально носивших фамилию Нос), включая его собственного отца.
Подписной и датированный портрет считается самой поздней из известных на сегодняшний день работ художника. В начале второго десятилетия XIX века живописец стал стремительно терять зрение и, как следствие, возможность полноценно работать. Сохранились воспоминания С.А. Лайкевич, воспитанницы вице-президента Академии художеств и близкого знакомого Д.Г. Левицкого А.Ф. Лабзина. Девушка писала о слепом старике, известном в прошлом портретисте Д.Г. Левицком, которого она подростком встречала в церкви Академии художеств. Упоминание датируется временем около 1814 года.
Манера исполнения представленного портрета свидетельствует о начале упадка творческих сил художника: появляются сухость кисти, уплощенный, лишенный пространства фон, белесый, как бы разжиженный колорит, не свойственные зрелым произведениям Левицкого. Но твердая рука и наблюдательность еще не изменили мастеру, который дает верную и точную характеристику своей модели, детально воспроизводит облик дорогого ему лица, уже немолодого, успешно справляясь с передачей материальности форм и пластической объемностью. Камерный тип изображения позволяет художнику максимально приблизить модель к зрителю. Точно подмеченное выражение лица с задумчивым, погруженным в себя взглядом и плотно сжатыми губами – зеркало внутреннего мира модели. Такой повышенный интерес к личности человека, возникший у Левицкого под влиянием идей просветителей, характерен для многих его камерных портретов.
Художник до конца жизни поддерживал теплые родственные отношения со всей своей семьей. Созданные Левицким изображения близких свидетельствуют об этом. Таков написанный в период творческого расцвета
портрет священника, который считается изображением отца художника (Третьяковская галерея). Существовал портрет брата Павла Григорьевича, избравшего карьеру инженера. Местонахождение этой работы в настоящее время неизвестно.
О взаимоотношениях Д.Г. Левицкого с представленным на портрете братом Петром (Прокофием Григорьевичем) можно судить по следующему свидетельству потомка священника, историка О.И. Левицкого: «В памяти моего отца сохранилось с детских лет воспоминание, что в доме его деда (Прокофия) были в большом числе какие-то картины, писанные Д. Гр. и оставляемые им на память брату в каждое из его посещений последнего. К сожалению, картины эти бесследно погибли во время пожара, когда весь двор моего прадеда сгорел дотла».