Голубкина Анна (1864-1927)
Председатель Первой Государственной думы Сергей Александрович Муромцев
1911
Размер - 62 x 30 x 33,5
Материал - гипс тонированный
Техника - лепка
Инвентарный номер - МГ СК-87
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Сергей Андреевич Муромцев (1850–1910) – выдающийся российский юрист, основоположник конституционного права в России, профессор Московского университета, лидер конституционно-демократической партии и председатель Первой государственной думы.
Сергей Андреевич ушел из жизни осенью 1910 года. Спустя полгода Московское архитектурное общество по поручению группы друзей и почитателей Муромцева организовало конкурс на эскизный проект его надгробного памятника. Общий уровень представленных работ оценивался современниками как весьма невысокий. Из 68 проектов и приблизительно 10 скульптур только три получили премии, но ни один из вариантов не был принят к реализации. В результате жюри предложило исполнить заказ архитектору Фёдору Шехтелю и скульптору Паоло Трубецкому. Торжественное открытие памятника состоялось в 1914 году на новом участке кладбища Донского монастыря.
Доподлинно неизвестно, принимала ли Анна Голубкина участие в конкурсе: не сохранилось никаких сведений об этом. Тем не менее в августовском номере журнала «Аполлон» за 1911 год вышла статья Максимилиана Волошина о творчестве Голубкиной, в которой упоминается скульптурный портрет юриста: «В Муромцеве она хотела передать – борца, в Захарьине – проницательность, в Гоголе – пророческую тоску, в Александре II – освободителя» Эти строки подтверждают, что к лету 1911 года произведение уже было создано.
Личность Муромцева не могла не заинтересовать Анну Семёновну. Борец за «идеи неприкосновенности прав личности, свободы мысли и слова, государственного устройства, обеспечивающего эти права», гонимый за «политическую неблагонадежность», мог вызывать у скульптора чувство глубокого уважения. Голубкина и сама была сторонницей политических перемен: с юности она принимала участие в революционном движении, даже была судима за распространение нелегальной литературы в 1907 году.
Судя по сохранившейся переписке, работа над портретом шла нелегко. Художница писала своей сестре: «Очень я боюсь за “Муромцева”. Прямо смерть. Выходит совсем не то, что я ожидала. Вроде конёнковского “Чехова”. Ай, ай, ай». Однако, думается, Голубкиной удалось достичь желаемого результата, ведь иначе с большой долей вероятности произведение могло быть уничтожено – такое случалось в творческой биографии скульптора не раз. Сходство модели и скульптурного изображения безусловно: выпуклый лоб, кустистые брови, крупный нос с горбинкой, висячие усы и небольшая густая борода. Но Голубкина – выдающийся психолог в пластике – ставила перед собой задачу не создать узнаваемый портрет, а выявить неповторимые черты внутреннего духовного состояния выдающегося человека, ухватить самую его суть. Голова Муромцева чуть приподнята, брови опущены, взгляд устремлен будто поверх зрителя – герой не находится в раздумье, на его лице выражение сосредоточенности и решительности. Мысль о ценности каждой человеческой жизни, вера в созидательную силу разума, умение отстаивать свои взгляды – вот что стремится запечатлеть Анна Голубкина в первую очередь.
В 1932 году семья скульптора передала произведение в дар государству в составе тщательно сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. Однако в 1952 году он был ликвидирован, а портрет С.А. Муромцева, как и многие другие произведения, передан на хранение в Государственный Русский музей и вернулся в московскую мастерскую лишь в 1975 году, когда музей готовился к повторному открытию.