Анна Голубкина родилась и выросла в городе Зарайске неподалеку от Москвы. Ее семья занималась огородничеством, и с самого детства художница впитала чувство глубокого уважения к земле и всем ее дарам. Ничто живое не оставляло Анну Семёновну равнодушной – ни люди, ни животные, ни растения. «Даже обыкновенный сорняк, запутавшийся где-нибудь в траве, вызывал в ней внимание и особенно бережное отношение к нему», – вспоминал племянник скульптора Николай Голубкин. Эта любовь к окружающему миру воплотилась не только в произведениях анималистического жанра
«Обезьянка» (1901),
«Лошади» (1908),
«Собаки. Рельеф» (1913) и в символистских скульптурных образах
«Земля» (1904),
«Лужица» (1908),
«Кустики» (1908),
«Птицы» (1910), но и в масштабной серии графических работ – акварельном «гербарии».
Его история началась в 1909 году, когда Анна Голубкина впервые оказалась в Крыму. Впечатлившись не виденной ранее южной природой, художница взялась за создание гербария из местных растений. Спустя год Голубкина снова приехала в Крым, но на этот раз ранней весной. По совету подруги она стала зарисовывать расцветающие деревья, кустарники, травы и так увлеклась, что это занятие осталось с ней на всю жизнь. До наших дней дошло около 300 листов акварельного гербария Голубкиной, на которых изображено более 400 видов растений Крыма и средней полосы России.
На акварельном листе художница разместила три вида растений, имеющих мало общего друг с другом. Живокость полевая ядовита и считается сорняком, лук скорода – привычный продукт, употребляемый в пищу и людьми, и животными, а лисохвост луговой – распространенный злак, который используется в сельском хозяйстве. Все они встречаются в окрестностях Зарайска, где так любила гулять Голубкина. Растения на листе самостоятельны, но вместе они составляют единый, тонко настроенный ансамбль. Тщательно продуманная цветовая гамма – от лилового к насыщенному зеленому, четкая соразмерность линий и равновесие элементов создают гармоничную композицию, наполненную воздухом и светом. Акварельные краски придают изображению особую хрупкость, свойственную полевым цветам. В рисунке Анна Семёновна любуется этими неприметными с первого взгляда растениями и увлекает зрителя за собой – в «необъятный мир образов».
В 1976 году произведение было передано в дар Государственному музею-мастерской А.С. Голубкиной родной племянницей скульптора и первым директором музея Верой Николаевной Голубкиной. В 1986 году Музей-мастерская вошел в состав музейного объединения ВМО «Государственная Третьяковская галерея».