Голубкина Анна (1864-1927)
Горгона
1899
Размер - 54 x 56 x 13
Материал - гипс тонированный
Техника - лепка
Инвентарный номер - МГ СК-189
Поступило из Государственного Русского музея. 1977
Анна Голубкина была хорошо знакома с культурой Древней Греции, тем не менее, обращение к античной мифологической традиции в ее творчестве – редкость для художницы. Наиболее яркий пример – скульптура «Горгона», созданная в 1899 году, после возвращения из второй парижской поездки.
В греческой мифологии горгоны –три сестры, превращенные богиней Афиной в крылатых, покрытых чешуей, змееволосых чудовищ, взгляд которых мог обратить человека в камень. Наиболее известной из сестер является горгона Медуза, вошедшая в историю как персонаж одного из сюжетов о героических деяниях Персея. Согласно мифу, Персей должен был исполнить задание царя Полидекта – принести ему отрубленную голову горгоны. С помощью Афины и Гермеса герой осуществил задуманное: он поднялся в воздух на крылатых сандалиях и, смотря в отражение на полированном медном щите, поразил Медузу острым кривым ножом. Сестры Медузы бросились в погоню, но Персей, надев шапку-невидимку, сумел скрыться. В дальнейшем он подарил свой трофей – голову горгоны Медузы – Афине, которая украсила ею свой щит.
Горгона Медуза – популярный образ в изобразительном искусстве, видоизменявшийся со временем: от крылатого звероподобного или андрогинного существа-демона с клыками, выпученными глазами и бородой в памятниках древнегреческого архаического периода до привлекательной женщины со змеиными волосами, вызывающей одновременно и страх, и сочувствие, на полотнах Леонардо да Винчи, Караваджо, Арнольда Бёклина и др. Многочисленные воплощения этого образа в предметах искусства разных эпох Анна Семёновна могла видеть в парижских и лондонских музеях, где она любила бывать во время своих заграничных поездок.
В скульптуре Голубкиной черты архаического и классического подходов к изображению горгоны переплетаются. Образам древних памятников соответствуют широко разведенные, загибающиеся вверх крылья. Хищный зверь, подобный льву или пантере, на котором сидит Медуза, отсылает к иконографии персонажа, где горгона предстает в качестве «владычицы животных» или «владычицы стихий» («Понтия Терон»). Даже в самой форме произведения, напоминающей треугольник, сужающийся книзу, отражается характерный архаический канон. С другой стороны, скульптор отказывается от образа горгоны-чудовища и изображает ее в человеческом обличье. В фигуре женщины всё естественно: гладкие распущенные волосы, сумрачное, но не яростное выражение лица, стройное и грациозное тело. Голубкина создает новый тип изображения горгоны, как будто отталкиваясь от основного постулата модерна – идеи «преобразования окружающего мира посредством красоты», и вносит свой вклад в иконографию образа.
В 1932 году семья скульптора передала произведение в дар государству в составе значительной части наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован, «Горгона», как и многие другие произведения художницы, передана на хранение в Государственный Русский музей. Работа вернулась в московскую мастерскую спустя 25 лет, когда музей был восстановлен и вновь распахнул свои двери для посетителей.