Живописец Роберт Рафаилович Фальк – фигура значительная и даже легендарная в истории русского искусства ХХ века. Пройдя школу Серова и Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и восприняв опыт импрессионистов, он в 1910-е годы был занят поисками языка новой живописи вместе с единомышленниками по объединению «Бубновый валет», осваивал опыт Сезанна, французских фовистов и кубистов, а вскоре обратился к изучению наследия старых мастеров. Проведенные в Париже девять с половиной лет (1928–1937) принесли ему желанную творческую свободу. Последние 20 лет жизни художника, прошедшие в Москве, были всецело посвящены работе, в которой он находил главное счастье.
Небольшого размера этюд «Девочка» – самое раннее произведение портретного жанра в творчестве Фалька. Работа написана семнадцатилетним юношей еще до поступления в художественное училище. В 1903 году ему подарили масляные краски, и он страстно увлекся живописью, оставив в стороне занятия музыкой, хотя к шестнадцати годам, по признанию самого Фалька, он уже «изрядно играл на рояле и готовился поступить в Консерваторию». Юношеские колебания в сложном выборе между музыкой и живописью (рисовать он начал еще в школе, но затем музыка ненадолго вытеснила живопись) разрешились в пользу последней, когда в 1905 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Особая ценность первого портретного этюда Фалька состоит в том, что в нем проявились естественные, еще не подкорректированные педагогами художественные устремления начинающего живописца. Позировала юноше крестьянская девочка: светлоглазая, с тонкими чертами лица и непричесанными светлыми волосами, одетая в простую одежду: белую рубашечку и черный сарафан. Композиция картины бесхитростна: поясное изображение выполнено строго анфас, руки модели спокойно сложены на коленях, взгляд направлен прямо на зрителя. Серьезное, сосредоточенное и несколько настороженное выражение детского лица связано, очевидно, с непривычным для ребенка занятием – позированием в качестве модели. Освещенная с левой стороны фигура четко выделяется на темно-коричневом фоне, который проработан разнонаправленными широкими мазками и дает цветовые рефлексы на рубашку девочки. Работу отличает сдержанность колорита, мягкость цветовых переходов. Фальком достоверно передано внутреннее состояние ребенка, его живые, непосредственные чувства. Этот интерес к внутреннему миру человека будет присущ мастеру на протяжении всего его творческого пути.