Боровиковский Владимир (1757-1825)
Портрет неизвестной в зеленом венке
1790-е
Размер - 15 x 12
Материал - цинк
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5926
Поступило из Оружейной палаты Московского Кремля. 1924
Изображение неизвестной молодой дамы принадлежит к типу малоформатного портрета, который представляет собой переходную форму между миниатюрой и станковым произведением. Такие работы Боровиковский создавал на протяжении всего своего творческого пути. К такому же типу следует отнести хранящиеся в Третьяковской галерее работы «Лизынька и Дашинька» (1794), портреты А.И. Васильева (1794) и неизвестного в синем кафтане (1790-е), созданные виртуозной кистью знаменитого мастера.
Техника исполнения представленного произведения (маслом на цинке) отражает одну из особенностей метода работы Боровиковского: многие его миниатюрные и малоформатные портреты написаны маслом на металле, в то время как другие миниатюристы конца XVIII века работали чаще акварелью и гуашью на кости. Манеру исполнения отличает тонкая отделка деталей и плотный красочный слой, делающий поверхность подобной эмали. Эти особенности почерка художника характерны и для его миниатюрной живописи.
Большинство женских образов Боровиковского периода его творческой зрелости погружены в сокровенный мир переживаний и грез, о чем можно судить по их томной расслабленной позе. В отличие от них представленная молодая дама с венком из зеленых листьев величаво и с достоинством презентует себя зрителю. Горделивый взгляд и легкая полуулыбка скрывают сильные душевные порывы героини портрета, делая ее облик интригующим и царственно недоступным. Судя по тому, что венок на голове дамы состоит из маленьких остроконечных листочков, напоминающих листья лавра, не исключено, что модель принадлежит к какой-либо правящей династии. Ведь лавровый венок, символ триумфа, традиционно был атрибутом монархов.
Художник настолько деликатно вписывает венок в живописную канву произведения, что зрительно он не воспринимается в качестве пафосного символа, но выглядит, скорее, милым женским украшением, которым так любили дополнять свой наряд дамы эпохи сентиментализма. Частичка живой природы символизировала естественность и неиспорченность чувств героини. Однако чаще голову украшали венками из цветов, а не из листьев. Об этом можно судить по сохранившимся женским портретам (великих княжон Александры Павловны и Елены Павловны Боровиковского) и миниатюрным изображениям (неизвестный художник второй четверти XIX века, «Портрет молодой женщины в белом платье с венком на голове»; неизвестный художник конца XVIII века, «Портрет неизвестной в венке из роз»).
На конец XVIII столетия приходится всплеск моды на восточные аксессуары, такие как кашмирские шали и тюрбаны. Выполненный из легкой полупрозрачной ткани объемный тюрбан оливкового оттенка – органичная деталь туалета героини рассматриваемого портрета. По одной из версий, распространению тюрбанов способствовала французская писательница Жермена де Сталь (1766–1817), чей портрет кисти Боровиковского хранится в Третьяковской галерее (1812). Также в последнее десятилетие XVIII века были в моде напоминающие античную тунику белые платья из тонкой материи. Именно такое носит дама на работе Боровиковского. Образ, построенный на сочетании изысканной роскоши и простоты, вкуса и изящества, говорит о высоком социальном статусе представленной модели. Дополняет впечатление богатая резная золоченая рама, изготовленная специально для этого портрета.