Фальк Роберт (1886-1958)
Женщина в желтой блузе (Портрет А.В. Щекин-Кротовой)
1944
Размер - 60 x 42
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-3652
Приобретено у А.В. Щекин-Кротовой, вдовы художника, Москва. 1986
В портретном творчестве Роберта Рафаиловича Фалька важное место занимают портреты его последней жены Ангелины Васильевны Щекин-Кротовой (1910–1992), вместе с которой художник прожил девятнадцать последних лет своей жизни (1939–1958). Переводчица, педагог, искусствовед А.В. Щекин-Кротова – модель десятков фальковских портретов – отмечала свойственную ее образам идеализацию: «Что касается моих портретов, то я <…> всегда оказывалась преображенной. Я не узнавала себя. Скорее я познавала в себе то, что роднило этот образ с душой художника».
Картина «Женщина в желтой блузе» написана весной 1944 года, вскоре после возвращения супругов (в конце 1943-го) из эвакуации в Москву. Тридцатичетырехлетняя жена художника позировала во время болезни – «проснувшейся» тропической малярии, которой она ранее заразилась в Самарканде. Подробности создания портрета известны из рассказа самой модели: «Как только болезнь пошла на убыль, я поднялась, чтобы умыться и вымыть голову. Когда после этого “подвига” в совершенном изнеможении я собиралась снова лечь в постель, Фальк окликнул меня и велел замереть в этой позе, быстро притащил мольберт и холст <…> и стал поспешно писать. Но я не могла позировать в таком состоянии более 20–30 минут, снова валилась на кровать, снова и снова меня трепала лихорадка, а Фальк, выжидая, когда приступ кончится, сейчас же сажал меня позировать хотя бы на 20 минут. Я стала поправляться и уже могла бы сидеть дольше, но – вот беда! – появился легкий румянец на щеках, губы порозовели и... я стала неинтересной моделью для данного образа».
Болезненное состояние портретируемой выявлено уже в самой композиции картины: фигура развернута в профиль, чем подчеркнута ее худоба, тогда как голова обращена к зрителю, как и грустные, усталые глаза. В характере и состоянии женщины чувствуется аскетизм: тонкая, худощавая шея, изможденное лицо, бледность которого усилена ярко-желтым цветом блузки и туго стягивающей голову белой косынкой, напоминающей больничную повязку. Руки и корпус фигуры срезаны рамой таким образом, что образуется прямая, напряженная линия спины (лишь немного сутулая), которая придает фигуре собранность, определенное «натяжение». Позднее Щекин-Кротова вспоминала слова мужа: «Когда я писал твой портрет в желтой блузке и в белой косыночке, я думал о “Женщине с Майорки” Пикассо – есть там и хрупкость, и какая-то гордость, достоинство».