Чернецов Никанор (1805-1879)
Вид реки Иордан при впадении в Мёртвое море
1854
Размер - 72 x 107
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.10499
Приобретено у Я.И. Ачаркана. 1929
Уроженец городка Лух Костромской губернии академик Никанор Григорьевич Чернецов был третьим из четырех братьев, ставших художниками. Обширное наследие Чернецова включает живописные полотна, акварели, рисунки, литографии. Он писал городские виды, интерьеры. Однако наибольшую известность ему принесли пейзажи, для создания которых художник активно путешествовал.
В 1842–1843 годах Н.Г. Чернецов вместе с братьями Григорием и Поликарпом посетил Палестину. После поездки был выпущен альбом литографий. Целью мастеров было «передать верное и точное понятие о предметах, находящихся в Святой Земле и драгоценных для каждого Христианина». Зарисовки и эскизы, сделанные художниками на натуре, легли в основу многих картин, в том числе полотна из собрания Третьяковской галереи.
Река Иордан, на берегах которой проповедовал Иоанн и крестился Иисус Христос, на протяжении веков привлекала паломников, желающих совершить здесь крещение, погрузившись в священные воды. Этот момент и запечатлел Чернецов в своем панорамном пейзаже. На первом плане показана группа паломников-христиан, окунающихся под благословение священника. Чуть поодаль в тени на камнях расположились арабы-проводники. Вдали можно увидеть бедуинский лагерь.
Чернецов с документальной точностью воссоздает скупой каменистый ландшафт долины с выжженной солнцем травой, показывает изгиб реки, окаймленной деревьями по берегам. Чувствуется марево жаркого дня. Спокойная гладь Мёртвого моря, ясное небо, окутанные дымкой далекие горы создают умиротворенное, созерцательное, светлое настроение. Красота панорамы, светотеневые контрасты, богатое цветовыми нюансами живописное решение сообщают полотну романтическое звучание.
В собрании Третьяковской галереи также находятся посвященные Святой земле картины Н.Г. Чернецова «Вид Иерусалима» (1854) и «Вид Иерусалима» (1857).