Голубкина Анна (1864-1927)
Портрет мужчины
Размер - 37 x 26 x 24
Материал - гипс тонированный
Техника - лепка, формовка
Инвентарный номер - МГ СК-110
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Скульптор Анна Голубкина в одном из писем к сестре сообщает из Парижа, где она училась работе по мрамору летом 1904 года: «Теперь я начала еще бюст художника Бегаса, хоть он мне и не очень нравится, но я думаю все-таки – для практики, а потом из него Зину можно сделать или Саньку… Мраморщик говорит, что я бюст могу окончить в месяц…» В письме речь идет о двух племянницах художницы, которых она очень любила. Портрет Саньки («Санчета», 1905, Третьяковская галерея) она выполнила вскоре после приезда из своей третьей поездки во Францию, и он стал одним из самых пленительных детских образов в русской пластике начала ХХ века. О портрете художника Бегаса в творчестве Голубкиной сведений нет. Текст письма позволяет понять, что Голубкина пишет о бюсте, который уже делает в мраморе, но сведений о нем не сохранилось. Не исключено, что портрет мог быть оставлен в Париже, подарен кому-либо или продан.
Прежде чем начать рубить в мраморе, Голубкина предварительно всегда лепила портрет заинтересовавшего ее человека. Найдя образ в глине, своем излюбленном материале, уловив не только внешние черты, но внутреннее состояние героя, она переходила к работе в твердом материале. Упоминание в письме портрета художника Болеслава Бегаса свидетельствует о существовании этой работы, но в перечне переданных в 1932 году семьей художника произведений его портрет не значится.
Однако упоминание имени французского художника польского происхождения в личном письме Анны Семёновны, свидетельствующее об их встречах, общении во Франции, позволило провести сравнение известных фотографических портретов Бегаса и сохранившихся портретов неизвестных мужчин в коллекции музея Анны Голубкиной. В одном из образов можно угадать характерные черты внешности Болеслава Бегаса и предположить, что портрет мужчины и есть портрет французского художника, что, впрочем, пока не доказано.
В свое время Болеслав Бегас (1877–1954) был очень известным драматургом, писателем, живописцем и скульптором. Во Францию Бегас перебрался в 1901 году и быстро завоевал популярность – при жизни он был провозглашен «новым Джотто». Известный парижский символист мистического направления, он был увлечен темными духовными образами, таинственными замками, темой сфинкса, позднее – вампирами. Первое – символизм – сближает его с Голубкиной, последнее не могло нравиться ей. Голубкина искала глубины человеческой души, Бегас же был увлечен поверхностной эффектностью.
Близкий друг Голубкиной, художник Нина Симонович-Ефимова, писала, что «…французские художественные круги очень хорошо относились к Голубкиной…» Известно, что ее мастерская посещалась парижскими художниками, а письмо к сестре подтверждает, что среди них был и один из самых эпатажных мастеров своего времени – Болеслав Бегас.
Скульптура в гипсе была передана в дар государству как портрет неизвестного мужчины. В 1934 году в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. В 1952 году музей был ликвидирован, а произведения переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1975 году, когда музей был восстановлен.