Голубкина Анна (1864-1927)
Иисус Христос
1910-е
Размер - 63 x 50 x 18
Материал - дерево
Техника - резьба, тонирование
Инвентарный номер - МГ СК-213
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Духовные искания Анны Голубкиной в начале ХХ столетия тесными узами связаны с поисками нового пути передовой частью русского общества. Интеллигенция была настроена радикально, активно искала выход из ситуации духовного кризиса, в стремлении к социальной гармонии предлагала невиданный прежде спектр идеологических проектов. Революционная энергия этого общественного слоя была перенесена в область культуры, и Серебряный век стал временем расцвета всех видов искусства.
В начале ХХ века поиски интеллигенцией свободы во многом оказались связанными с попытками восстановления диалога с православной церковью и потребностью в синтезе общественной проблематики и религиозных идей. В литературе тех лет это было названо «религиозным возрождением» и во многом обусловлено революционными настроениями в обществе. Многие деятели культуры сочувствовали первой русской революции 1905–1907 годов и даже принимали в ней участие. Анна Семёновна Голубкина вместе с братьями и сестрой занималась распространением запрещенной литературы еще в 1880-е годы.
Но это только внешняя деятельность. Голубкинские же поиски обращены к нахождению истины. В творчестве Анны Семёновны особую роль играет так называемый христологический цикл – целая серия произведений, посвященных Иисусу Христу. Большинство работ этого цикла связано с созданием горельефа для надгробия Елены Петровны Радаковой на мисхорском кладбище. Заказ был значим для художницы, с него в ее творчестве открылась новая тема.
Голубкина стремилась создать образ, исполненный высокого звучания, полный надежды, духовной чистоты, готовности принять искупительную смерть на кресте. Она избрала сложный момент – переход от бытия земного к бытию будущему. Задача уловить и передать этот миг последней надежды на спасение, последнего вздоха на земле была крайне трудной, и Голубкина лепила один этюд за другим, находя и отвергая найденное, усиливая звучание образа.
Произведение в дереве было начато после многочисленных вариантов в глине, один из которых стал основой для создания варианта в мраморе («Христос», 1911, горельеф. Третьяковская галерея). С деревом Голубкина начала работать во второй половине 1900-х годов, быстро став одной из тех, кому удалось показать богатейшие выразительные возможности непопулярного в то время материала.
Она избрала тот же сюжет, что и в мраморном рельефе, и использовала ту же композицию, представляющую миг вознесения Спасителя. Трудно сказать, почему работа осталась незаконченной. Вырезав рельеф, художница тонировала его, но через некоторое время в поисках большей выразительности вновь начала резать рельеф уже по тонировке, а затем и вовсе оставила.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован, а произведения переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен.