К.А. Сомов написал портрет жены скульптора-анималиста А.Л. Обера – Натальи Францевны (урожденной Вебер, 1866 – не ранее 1936) в Мартышкине под Санкт-Петербургом. Там летом 1896 года художник снимал дачу вместе с супругами Оберами и А.Н. Бенуа. Последний в книге воспоминаний рассказывал о создании произведения: «Всё началось с того, что я предложил писать Наталию Францевну в этом утреннем самом простеньком одеянии, светло-розово-сиреневый цвет которого, сам по себе довольно обыденный, прелестно вязался с окружающей зеленью березок. Сначала она должна была позировать стоя, и мы оба собирались ее писать таким образом, но у меня опять-таки дальше акварельного наброска не пошло, тогда как Костя увлекся красочной задачей, „завладел“ своей моделью и, затеяв серьезную картину, предпочел ее усадить. Сеансов было не больше восьми, и хорошо, что не больше. Именно благодаря краткому сроку, Сомов свою картину не замучил, и вышла она у него необычайно свежей и „непосредственной“». В тот же дачный сезон Сомов выполнил несколько портретов-набросков Обер, изобразив ее одну на акварели из собрания Третьяковской галереи, с матерью – на акварели из Музея-квартиры И.И. Бродского, с мужем – на масляной работе из Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и карандашном рисунке из Государственного Русского музея.
Живописный портрет Н.Ф. Обер выделяется на фоне других произведений художника того же жанра. В нем соединились, с одной стороны, традиции русского реалистического портрета, воспринятые мастером от его учителя И.Е. Репина, а с другой – тенденции импрессионизма и черты, присущие манере шведского живописца А. Цорна. Так, лицо тщательно проработано и будто вылеплено (что будет типично для сомовских портретов), а платье и пейзажный фон написаны с использованием приемов пленэрного освещения, длинными широкими мазками. Выражение лица и поза выдают сосредоточенность модели на важной «миссии» позирования художнику. Фигура женщины будто наложена на фон, декоративным акцентом в котором выступают разноцветные пятна развешенного белья за головой Обер.
Позже художник откажется от подобных натурных портретов в пользу светских репрезентаций с тщательно выверенными композициями, продуманными деталями интерьера и костюма. А этот портрет до поступления в Третьяковскую галерею часто экспонировался на крупных российских и международных выставках, в том числе на первой выставке Союза русских художников в 1903–1904 годах.